Помещение клиники

Минимальные стандарты:

  • Клиника должна располагаться в помещении, удобном для посетителей, в том числе и для инвалидов.
  • Клиника должна быть оснащена различным оборудованием и устройствами, дающими возможность вести прием клиентов, беседы с ними, разговоры по телефону и работу над делами в безопасных условиях, не нарушая принцип конфиденциальности.
  • Помещения клиники должны быть достаточно просторными для того, чтобы студенты могли осуществлять сбор сведений и работать над делами, не нарушая принцип конфиденциальности.
  • Помещения клиники должны быть закреплены за нею, и рассматриваться только в этом качестве.

Рекомендации:

  • Помещения клиники должны иметь специально отведенное пространство для приема посетителей, комнату ожидания и комнату для бесед, причем все эти помещения должны гарантировать клиентам безопасность и конфиденциальность.
  • В клинике должно иметься специально отведенное место для опроса студентов, обсуждения дел и раздачи материалов.
  • В клинике должны также иметься условия и средства для того, чтобы обеспечить хороший прием клиентов (например, предложить им чай или кофе), а также дать им возможность воспользоваться умывальником или туалетом.

Оборудование

Минимальные стандарты:

В клинике должна иметься

  • Специальная телефонная линия или телефонный отвод, гарантирующий соблюдение принципа конфиденциальности. Телефон должен иметь выход на внешнюю линию.
  • Средства, обеспечивающие безопасное хранение досье и записей.
  • Столы и стулья для проведения бесед с клиентами и работы над делами.
  • Средства электронной обработки текстов.
  • Библиотека основных изданий, необходимых для работы, и справочной литературы, или доступ к таковой с соблюдением принципа конфиденциальности.
  • Эффективные работающие способы оплаты расходов, например, судебных издержек, дорожных расходов, заключений экспертизы. Клиника должна иметь собственный счет или оплата должна осуществляться финансовым отделом соответствующего учебного заведения. В последнем случае он должен иметь возможность своевременно удовлетворять потребности клиники, например, оплачивать судебные издержки, поскольку задержка в подобном случае может нанести ущерб делу.
  • Руководство по работе клиники, в котором четко сформулированы рекомендуемые цели обучения, действующие правила, а также профессиональные стандарты и обязанности.

Рекомендации:

Клинике следует иметь:

  • автоответчик, факс и копировальное оборудование;
  • полный набор бланков и форм (бесплатной юридической помощи, судебных и т.д.), имеющих отношение к работе клиники;
  • электронную почту;
  • специальный бюджет, предназначенный для покрытия предполагаемых расходов, и резерв для непредвиденных расходов;
  • доступ к информационной сети LEXIS и CD-приводам,
  • корзинки/лотки для документов, куда помещается корреспонденция (после ее проверки куратором) и указания для студентов. Студенты должны ежедневно проверять содержимое корзинок. Считается, что для группы студентов достаточно одной корзинки (см. раздел «деятельность студентов»).

Финансирование

Минимальные стандарты:

  • Специальное финансирование, гарантированное учебным заведением (устойчивая/твердая валюта), достаточное для периода функционирования клиники (т.е. периода обучения).
  • Резерв для непредвиденных расходов, предназначенный для непредусмотренных трат.
  • На что должен тратиться фонд бесплатной юридической клиники.

Рекомендации:

  • В тех случаях, когда привлекаются деньги со стороны (неустойчивые деньги), следует гарантировать их обеспечение твердой валютой.
  • В случае сокращения или прекращения финансирования следует хотя бы за три месяца прислать об этом уведомление, чтобы иметь возможность свернуть работу в установленном порядке.

Деятельность студентов

Минимальные стандарты:

  • Все студенты должны посещать вводный курс, охватывающий различные аспекты работы клиники.
  • Все студенты должны в письменном виде согласиться с условиями работы юридической клиники – в этой связи следует использовать контракт, в котором устанавливаются цели и задачи юридической клиники и ее студентов.
  • Основная задача клиники – дать каждому студенту способствующую обучению оценку его практической деятельности. На каждого студента должна быть составлена характеристика, в которой зафиксированы основные цели обучения, оценка его деятельности и рекомендации по ее совершенствованию.
  • За каждого клиента или дело должны нести ответственность минимум два студента. Это способствует защите интересов студентов и гарантирует непрерывность работы.
  • Куратор должен каждую неделю встречаться со студентами, чтобы контролировать ход каждого дела.

Рекомендации:

  • Вводный курс должен занимать день интенсивных занятий.
  • Вводный курс и/или руководство по работе клиники должны быть подготовлены и распространены между всеми студентами, принимающими участие в ее работе. В них должны описываться все основные виды деятельности клиники, профессиональные обязанности и обязательства, а также правила практической деятельности.
  • Следует поощрять групповую работу студентов, способствующую выработке навыков оказания помощи и разделения ответственности. В этой связи распределение студентов по группам, является с точки зрения CLEO, очень полезной практикой. К примеру, группа из шести студентов может взять на себя всю работу по делу. Встречи группы следует проводить еженедельно, плюс к этому следует осуществлять руководство индивидуальной деятельностью каждого студентов по ведению дела.
  • Хотя студенты могут и должны полагаться на мнение куратора и осуществляемый им контроль за работой над делами, первичная ответственность лежит на студентах. Этот способствует выработке профессионализма и повышает уровень обучения.
  • Студенты должны ежедневно проверять содержимое корзинки для бумаг своей группы.

Обращение к другим агентствам

Минимальные стандарты:

  • В клинике должна иметься понятная и четко работающая система обращения за помощью к другим агентствам, необходимая в тех случаях, когда она, по каким-то причинам, не может с самого начала взять на себя дело клиента или вынуждена прекратить его обслуживание.
  • Следует составить рекомендательное письмо для предоставления в агентство, куда направляется клиент.
  • Если клиент имеет право получать бесплатную юридическую помощь, предоставляемую клиникой, не следует использовать зеленую форму (в соответствии с программой оказания консультации и помощи), если агентство, куда направляется клиент, собирается воспользоваться этой программой.

Рекомендации:

  • В клинике должен иметься список местных агентств, включая юрисконсультов, и осуществлять обращения к агентствам следует на основании этого списка.
  • В досье клиента или в общем досье следует отмечать все обращения в другие агентства (эта информация может оказаться весьма полезной – см. раздел «управление»).

Комментирование закрыто.