Поддержка реалистичных ожиданий

Даже по мере того как СФС продолжает развивать КЮО в регионе, следует воздерживаться от слишком амбициозных ожиданий относительно того, к чему приведет такая поддержка. Она будет способствовать продвижению к трем стратегическим целям, но лишь в той степени, которая соответствует относительно скромным инвестициям, периоду времени и значительной сложности задачи по осуществлению перемен.

Чего же тогда можно ожидать от еще пяти лет поддержки в русле тех положений, которые выдвигаются в настоящем докладе? Мои наилучшие прогнозы сводятся к тому, что некоторые клиники в нескольких странах твердо займут место в институционной структуре своих университетов; некоторые будут развиваться, но не смогут за это время полностью пройти институционализацию; а некоторые клиники будут плестись в хвосте. Картина реалистичных ожиданий может включать даже истории успеха: они могут хорошо функционировать с ограниченными ресурсами, и могут не достичь уровня американского опыта КЮО.

Но не следует проводить параллель между опытом и эффективностью в отношении справедливых целей СФС. Конечно, нельзя требовать или ожидать, что все клиники будут повторять американскую модель.

Хотя характер и степень воздействия будет очень сильно варьироваться в различных странах, наибольшие надежды, по-видимому, можно возлагать на развитие права общественных интересов. Успех будет зависеть не только от того, будет ли институционализировано КЮО, но также и от того, удастся ли привлечь ресурсы для работы в области защиты общественных интересов – но именно это и является причиной того, почему СФС следует в течение пяти лет заниматься расширением интеллектуальных горизонтов и возможностей по привлечению финансирования КЮО и НПО.

Вполне может оказаться, что самый большой результат поддержки КЮО в сфере общественных интересов будет не прямым, а опосредованным: выпускники, активно работающие в этой области в НПО, в частных фирмах, в правительстве или в связи со своими «альма-матер» могут принести больше пользы, чем сами клинические программы. И, конечно, выпускникам клиник могут понадобиться годы или даже десятилетия для достижения значительных побед. В США поколения добивались равных прав для женщин и меньшинств – и эта борьба продолжается. Пять лет дополнительной поддержки приведут к расширению и углублению первых положительных результатов, которые обсуждаются в настоящем докладе.

Ожидания должны быть более умеренными, хотя и не совсем незначительные, относительно расширения доступа к правосудию. Если клиническое движение в стране не наберет такой силы, как в Южной Африке, оно не сможет играть лидирующую роль в прямом предоставлении юридических услуг. Однако косвенное воздействие может быть более существенным как минимум в трех направлениях. Во-первых, выпускники могут внести свой вклад в реформирование или расширение государственной поддержки сфере юридических услуг. Они также могут работать или находить НПО, которые предоставляют такие услуги. И, наконец, юридические факультеты и студенты могут участвовать в таких исследованиях, как те, которые в настоящее время поддерживает COLPI, по определению положения с доступом к правосудию в Польше и Болгарии.

Влияние на ориентацию юристов на общественные интересы может быть самым умеренным из всех трех целей, хотя в некоторых странах это не будет второстепенным вопросом. Большинство из будущих юристов в регионе не будут иметь опыта работы в юридических клиниках. Соответственно было бы большим преувеличением заявлять, что КЮО повсеместно изменит профессию юриста. С другой стороны, многие лучшие студенты юридических факультетов участвуют в клинических программах. И даже хотя большая их часть пойдет работать в правительство или займется частной практикой, опыт их работы в клиниках сделает их более открытыми к инициативам других юристов по оказанию юридической помощи и праву общественных интересов.

Комментирование закрыто.