Поддержка других инициатив

Поддержка других инициатив, независимых от юридических факультетов или лишь частично связанных с ними, для того, чтобы студенты и молодые юристы занимались вопросами доступа к правосудию и права общественных интересов

Хотя работа в регионе должна продолжать в том же русле, которое определила СФС – т.е. основное внимание следует уделять программам клинического юридического образования, в которых юридические факультеты играют главную роль, - не следует пренебрегать другими возможностями привлечения студентов и молодых юристов к работе по доступу к правосудию и развитию права общественных интересов. Примеры таких возможностей можно найти как в регионе, так и за его пределами. Это инициативы студентов, работа студентов в НПО на добровольной основе или за плату, совместные программы НПО и юридических факультетов.

В качестве такого примера можно привести координацию работы студентов с беженцами, проводимую Венгерским Хельсинкским комитетом – подход к клиническому юридическому образованию на основе НПО. Другим примером является студенческая и гражданская инициатива по вовлечению студентов в неофициальную клиническую работу в Чешской Республике. Хотя в обоих случаях не предполагается использование структурированных занятий, как это обычно происходит в рамках программ по КЮО, оба этих проекта соответствуют важнейшей цели вовлечения студентов в работу по доступу к правосудию и расширения их представлений о служении обществу. Хотя у неофициальных чешских клиник могут иметься свои недостатки в обучении, тем не менее, они предоставляют собой эффективный метод распространения таких идей.

Чешский опыт не является уникальным в этом отношении. Как уже отмечалось, многие клинические программы различным образом сотрудничают с НПО. По причинам правового и организационного характера некоторые из них не подчеркивают своего особого статуса. Для разъяснения своего статуса юридическая клиника Молдавского государственного университета была зарегистрирована как независимое юридическое лицо в 1999 году.

Три словацкие юридические клиники так или иначе сотрудничают с НПО. Одна была зарегистрирована в качестве НПО своими преподавателями, чтобы избежать бюрократических проволочек и оппозиции на юридическом факультете. Две другие клиники по делам беженцев сотрудничают со словацкими НПО.

В силу того, что студенты-юристы в данном регионе очень молоды, профессор университета Санта Клары Кандис Скотт предлагает, что недавние выпускники должны стать в центре клинического обучения в регионе.[1] Одним из преимуществ такого подхода, по его мнению, будет достижение большей зрелости молодыми юристами.

За пределами Европы ведущая НПО Индонезии по предоставлению юридических услуг Lembaga Bantuan Hukum (LBH) разработала новаторскую программу по подбору будущих сотрудников путем привлечения в организацию студентов-юристов и молодых адвокатов на длительную стажировку продолжительностью несколько месяцев. Филиппинская группа правовых услуг Центр юридических услуг и природных ресурсов (Legal Rights and Natural Resources Center) также нанимает на работу студентов-юристов, и обе стороны затем определяют, будет ли их сотрудничество долгосрочным. Студенческая группа добровольцев-юристов при университете Филиппин (UPPVO) работает совершенно за рамками официальной программы правовой помощи юридического факультета, она помогает своим членам найти работу в юридических фирмах и правозащитных НПО. Студенты группы UPPVO особое внимание уделяют обучению уязвимых слоев населения в отношении их прав. В то же самое время, посещая таких людей или даже живя среди них, студенты лучше понимают их жизнь и их нужды. В Центре правовой помощи при правовом колледже в Маниле имеется схожая программа «погружения».

Такие программы на базе НПО подвергаются критике с разных сторон. Некоторые наблюдатели отмечают, что невнимание к академическим занятиям или их полное отсутствие не дают возможности студентам осмыслить свой опыт и реально чему-то научиться. К тому же у студентов может недоставать научных знаний и понимания тех областей, в которых они работают. В тех случаях, когда программа подразумевает проведение внешних стажировок, студенты также могут столкнуться с трудностями в виде неадекватного научного руководства. Однако по отчетам, венгерская, индонезийская и филиппинская программы хорошо организованы, и руководство там хорошо поставлено. Чисто студенческая инициатива UPPVO существует уже на протяжении почти 20 лет. Многие из ее бывших участников стали руководителями или сотрудниками упомянутой выше Альтернативной правовой группы. Даже довольно неорганизованная работа, инициированная чешскими студентами и НПО, по отчетам, привела к тому, что ряд студентов после выпуска пошли работать в неправительственный сектор.

В любом случае, то, что студенты недополучили с точки зрения структуры и научного наполнения, они могут компенсировать за счет интенсивного периода работы в программе или организации по праву общественных интересов. Не все студенты приобретут отличный опыт в этих НПО, но также можно утверждать, что не все студенты многое получат от программ по КЮО. Может быть, самое важное заключается в том, что качество образования и обучения могут оказаться не столько существенными по сравнению с открытием для себя новых сфер деятельности и новых возможностей в службе на благо общества. Студенты сами решают, воспользуются ли они этими новыми открывшимися возможностями и как они это сделают.

Конечно, одна из долгосрочных инициатив, которую поддерживает СФС, - это программа по праву на каждый день, в рамках которой, преимущественно, студенты-юристы обучают учеников старших классов различным аспектам права. У таких клиник есть существенное преимущество в том, что они не столь дорогостоящи, как клиники юридической помощи, в то время как они дают студентам возможность развить свои навыки и расширить перспективы, объясняя положения закона людям, у которых очень мало знаний в этом отношении.  Я посетил занятия клиники по праву на каждый день при университете ELTE в Будапеште, поговорил с преподавателями, студентами и учителями средней школы об этой программе. Общая реакция была очень положительной.

Хотя программы по праву на каждый день встретили значительную поддержку, они не настолько прямо соответствуют целям СФС в области системы правосудия, как другие программы, так как они является скорее педагогическим, чем ориентированными на практическую деятельность. Для того чтобы больше подходить под эти цели, программа по праву на каждый день в регионе может быть модифицирована таким образом, чтобы основной упор делался на обучении взрослых и старших школьников из неблагополучных слоев общества и менее развитых регионов.


[1] Кандис Скотт, “Дополнительные соображения относительно румынского клинического юридического образования: комментарии к «Заповедям преподавателя клиники» Апхофа”, 6 Clinical Law Review 531 (весна 2000).

Комментирование закрыто.