Поддержание устойчивости благодаря вкладу администрации юридических факультетов

Преподаватели: Аркадий Гутников (Санкт-Петербург) и Дейвид МакКвуд-Мейсон (университет Наталя)

Цели:

  • провести СВОТ анализ клиник по праву на каждый день в рамках юридических факультетов, при которых они работают;
  • дать участникам возможность обсудить вопрос участия администрации юридических факультетов в поддержании устойчивости клиник и провести обмен передовым опытом;
  • дать участникам возможность продумать, каким образом этот передовой опыт может быть использован в их процессе планирования.

Преподаватели разделили участников на малые группы и дали им задание провести СВОТ анализ по определенным темам, связанным с работой при юридическом факультете. Представители групп затем поделились результатами своей работы на пленарном заседании. Участники затем разбились на группы по странам и обсудили то, как приобретенные во время сессии знания могут помочь им в процессе стратегического мышления и планирования.

Приведенный ниже материал обобщает 6 тем, связанных с администрацией юридических факультетов и результаты СВОТ анализа.

1. Устойчивость путем получения аккредитации

Сильные стороны

-         Если клиника по праву на каждый день получает аккредитацию, то она официально включается в учебный план

-         Студенты получают по ней зачет

-         Если курс получил аккредитацию, то студенты оценивают работу своих преподавателей

-         Аккредитованные курсы могут повлиять на гендерную политику юридического факультета

-         Аккредитация такого курса, как клиника по праву на каждый день, может чисто психологически способствовать более широкому принятию интерактивных методов обучения

Слабые стороны

-         Аккредитованные курсы могут остановиться в развитии

-         Если курс не аккредитован, то во многих случаях преподаватели не получают оплаты за своей труд

Возможности

-         Использование средних школ в качестве ресурсов

-         Изменения в атмосфере юридического факультета

-         Международное сотрудничество

Угрозы

-         Повышение уровня бюрократизации (это же относится и к международному сотрудничеству)

-         Власти имеют склонность в большей мере контролировать аккредитованный курс (их подход может идти вразрез с духом клиник по праву на каждый день)

Как преодолеть препятствия

-         Сначала понять суть проблем, с которым столкнулись

-         Избавиться от скучной работы, испытать новые методы и представить их новым группам слушателей

-         Назначить кого-либо для разрешения бюрократических вопросов (например, мониторинговые комитеты, организованные юридическими факультетами)

Комментарии участников

-         В Центральной Европе гарантированная конституцией свобода образования тесно связана со свободой преподавания.

-         В России получившие аккредитацию курсы затрудняют получение юридического образования, так как назначаются комитеты и группы, которые контролируют работу преподавателей и студентов. Должны ли клиники по праву на каждый день изменить систему или действовать в обход ее?

2. Устойчивость через имущественную и практическую поддержку со стороны университетов или юридических факультетов

Сильные стороны

-         В администрации есть человек, непосредственно отвечающий за поддержку программы

-         Можно пользоваться помещениями и оборудованием

-         Иногда можно пользоваться телефоном

-         Полные энтузиазма преподаватели могут предоставить поддержку программе путем оказания помощи в обучении, просмотре материалов уроков и пр.

-         Должность и зарплата руководителя клиники гарантируется

-         Может придать программе статус аспирантуры или послевузовского образования

-         Зачеты для студентов

Слабые стороны

-         Противоположности всех перечисленных выше сильных сторон

-         Неспособность клиники работать на основании реально имеющихся потребностей

-         Клиника может быть обязанной платить университету за непредоставленные услуги

-         Нет возможности основать организацию выпускников клиник по праву на каждый день, если клинка зависит от имущественного вклада

-         Юридические факультеты часто имеют склонность к инерции и стремлению сохранить существующее положение вещей

Возможности

-         Использовать преподавателей как доноров

-         Использовать различные специальные мероприятия для рекламы клиники (например, через демонстрацию учебных судебных процессов, на семинарах и конференциях)

-         Возможность для создания хорошей репутации, интервью

-         Познавательная и учебная ценность

-         Клиники по праву на каждый день могут принимать участие в мероприятиях юридического факультета (например, занятия, мероприятия, стипендии)

Угрозы

-         Некоторые члены администрации могут быть настроены против (например, университетский совет, более пожилые преподаватели)

-         Министерство образования может быть настроено против или может диктовать учебный план

Как преодолеть препятствия

-         Воспользоваться всеми возможностями

-         Подготовиться к «будущей конкуренции в современном мире»

-         Обмен опытом между клиниками по праву на каждый день

-         Стажировки и иностранный обмен

3. Поддержание устойчивости путем соответствия миссии юридического факультета и через предложение услуг, которые будут полезными администрации и повысят репутацию факультета

Сильные стороны

-         Клиники могут помочь юридическим факультетам в достижении их миссии по обучению праву студентов-юристов. Студенты-юристы, преподающие право, должны знать и академические, и практические аспекты законодательства.

-         Клиники могут помочь юридическим факультетам в достижении их дополнительной миссии по увеличению уровня правовых знаний и понимания прав человека у широких слоев общественности.

Слабые стороны

-         Клиники по праву на каждый день используют другие методы обучения, которые является трудными для приятия и оценивания администраторами.

-         Администрация юридических факультетов может полагать, что основная задача студентов-юристов заключается в том, чтобы самому учиться, а не учить других.

-         Трудно кратко изложить преимущества клиник по праву на каждый день.

-         Администрация может быть озабочена тем фактом, что недостаточное руководство работой студентов-юристов может привести к ухудшению репутации факультета среди населения.

Возможности

-         Если имеются клиники по правой помощи, то клиники по праву на каждый день могут использовать их методику преподавания.

-         Клиники по праву на каждый день могут предложить обучение интерактивным методам преподавания для других преподавателей юридического факультета.

Угрозы

-         Структурные изменения и кадровые перестановки могут вернуть к традиционным методам преподавания.

-         Изменения в учебных планах юридических факультетов могут привести к такой ситуации, когда новые предметы занимают все время и не дают студентам возможности участвовать в работе клиник по праву на каждый день.

-         Клиник по правовой помощи могут выступать в качестве конкурентов и оттягивать студентов на себя.

-         Работа в клинике требует времени и для студентов, и для преподавателей.

-         Хорошая репутация клиник по праву на каждый день может вызвать зависть других кафедр.

Как преодолеть препятствия

-         Привлечь других преподавателей для ведения занятий

-         Организовать общественные мероприятия и открытые уроки

-         Пригласить членов администрации в клиники по праву на каждый день, чтобы они могли понаблюдать за ее работой

-         Клиник приносят деньги юридическому факультету, которые обычно требуют выплаты 30% накладных расходов

Комментарии участников

-         Необходимо развеять неверное представление о том, что программы по праву на каждый день нацелены только на обучение педагогов

-         Подчеркнуть угрозу – те студенты-юристы, которые занимаются по традиционным методикам, сочтут их после клиники скучными

-         Студенты, прошедшие обучение в клиниках по праву на каждый день, позже занимающиеся преподавательской работой, смогут облегчить использование таких методик в будущем

-         Преподаватели, использующие методику клиник по праву на каждый день, получат более высокую оценку от студентов

-         Учащиеся средней школы, участвующие в работе клиник, могут позже поступить на юридический факультет, участвовать уже в другом качестве в работе клиники и затем практиковать право, увеличивая, таким образом, поддержку клиникам по праву на каждый день на протяжении времени

-         Репутация университета улучшается благодаря клиникам

4. Устойчивость благодаря роли первопроходца в использовании новаторских методов юридического образования в рамках всех клинических программ

Сильные стороны

-         Клиники по праву на каждый день дают возможность использовать интерактивные методики обучения

-         Клиники по праву на каждый день имеют хороших педагогов и качественную методологическую основу

-         Преподаватели клиники по праву на каждый день используют и теоретические знания, и практические навыки

-         Клиники по праву на каждый день способствуют развитию коммуникационных навыков студентов

-         Клиники по праву на каждый день способствуют улучшению репутации университета.

Слабые стороны

-         У программы узкая специализация, поэтому ее применение в рамках других программ ограничено

-         Другие юридические клиники часто недостаточно ясно представляют себе суть работы клиник по праву на каждый день, считая ее менее важной

-         Потенциальные пользователи не всегда понимают суть работы клиник по праву на каждый день

-         Нестабильность финансовых ресурсов

-         Преподаватели иногда могут быть слишком загруженными, чтобы уделить достаточное время для мониторинга программы.

Возможности

-         Существует спрос на методологию преподавания клиник по праву на каждый день

-         Учебные материалы, разработанные в рамках клиник по праву на каждый день, могут использоваться другими клиниками

-         Могут привлекать психологов, социологов и юристов для работы в клинической программе.

Угрозы

-         На работу требуется слишком много времени

-         Клиники по праву на каждый день могут слишком большое внимание уделять педагогическим, а не юридическим аспектам

-         Студентам приходится выбирать между различными клиническими программами.

Как преодолеть препятствия

-         Организовать методологические семинары для участников всех клиник.

Комментарии участников

-         В американских университетах клиники по праву на каждый день могут служить вводным курсом для других клиник (например, на втором году обучения), что уменьшает конкуренцию между клиниками по праву на каждый день и другими клиниками (которые начинают свою работу с третьего года обучения).

-         Привлечь преподавателей из других клиник прочитать лекции в средней школе или другом помещении, где работает клиника по праву на каждый день.

-         Возможно, что у декана будут предпочтения к одной из клиник. Если конкуренция между клиниками имеется, важно, чтобы она была справедливой.

-         Нет большой проблемы в том, что студенты принимают участие в работе более, чем одной клиники, самое главное, чтобы они справлялись с нагрузкой.

5. Устойчивость путем привлечения преподавателей разных кафедр

Сильные стороны

-         Преподаватели других кафедр могут помочь коллегам из клиники на каждый день в организационной работе

-         Они могут внести свой вклад с точки зрения психологии, социальных наук, педагогики и т.д., и в свою очередь смогут узнать подход клиник по праву на каждый день.

-         Участие в работе клиник по праву на каждый день расширяет их правовые знания.

Слабые стороны

-         Связано с дополнительными расходами.

-         Трудно обеспечить качество работы приглашенных преподавателей.

-         Как можно подготовить приглашенных преподавателей.

Возможности

-         Новые познания всех сторон улучшают общее качество программы.

-         Можно привлечь дополнительных сторонников на юридическом и других факультетах университета.

-         Методология преподавания клиник по праву на каждый день может быть распространена на другие факультеты.

-         Репутация клиник на каждый день выиграет.

Угрозы

-         Дополнительная нагрузка для приглашенного преподавателя.

-         Может привести к обмену отрицательным опытом.

-         Возможность конкуренции между преподавателями.

-         Дополнительные расходы.

Как преодолеть препятствия

-         Привлечь учителей школы, а не университетских преподавателей.

-         Ввести мониторинг.

-         Привлекать к работе только тех, кто проявляется заинтересованность в долгосрочном сотрудничестве.

Комментарии участников

-         Проведение мониторинга преподавателей затруднено, если они работают на добровольной основе. Нужно удостовериться в том, что они разделяют ваши цели. Также необходимо, чтобы их личный стиль преподавания сочетался со стилем, принятым в клинике по праву на каждый день.

-         Можно организовать «обмен» преподавателем клиник по праву на каждый день и преподавателем факультета социологии. Таким образом, не будет необходимости проводить оплату между факультетами.

-         Привлекайте ваших друзей

-         ...но выбирайте отличных профессионалов.

-         Подготовьте преподавателей к работе, которую они должны сделать. Определите общие цели и границы.

-         В Белоруссии по законодательству требуется, чтобы практикующие юристы проводили лекции для населения. Эту возможность можно использовать для клиник по праву на каждый день.

-         Иногда может возникнуть разногласия между преподавателем клиники по праву на каждый день и приглашенным преподавателем, например, по вопросу, сколько нужно учиться студенту до того, как ему будет доверено проведение занятий с населением.

6. Устойчивость путем сочетания с университетской практикой

Сильные стороны

-         Клиника по праву на каждый день может найти себе дополнительное место в существующей программе юридического факультета.

-         Студенты могут приобрести практические навыки, такие как навыки устного выступления, аргументации, проведения исследований.

-         Студентам-юристам нравится программа.

Слабые стороны

-         Преподавание не является юридической практикой, а именно так определяется программа практики.

-         Занятия клиник по праву на каждый день происходят не в юридических заведениях.

-         Клиника по праву на каждый день требует больше времени и денег со стороны юридического факультета, чем обычный вид практики.

Возможности

-         Реформа методологии преподавания на юридических факультетах.

-         Распространить программу на другие районы.

-         Привлечь ресурсных лиц.

Угрозы

-         Недостаточность средств

-         Консерватизм общества

Как преодолеть препятствия

-         Найти подход к влиятельным лицам на юридическом факультете и среди юридической профессии и склонить их на свою сторону.

Комментарии участников

-         Клиника по праву на каждый день может использоваться в качестве университетской практики вместо работы на юридических фирмах или в государственных учреждениях.

-         В Варшаве клиника по праву на каждый день может входить в учебный план юридических факультетов, но студенты получают зачет, только если они преподают в тюрьмах,  а не в средних школах.

-         В США за работу в юридических клиниках больше зачетов ставиться за работу в тюрьмах, чем в школах, хотя время на это требуется одинаковое.

-         Практические занятия по риторике и убеждению являются очень важными для всех студентов-юристов.

-         Студенты-юристы могут преподавать в программах по повышению квалификации учителей средних школ или для других групп, таких как социальные работники.

-         В Киргизии проводятся тренинги, на которых присутствуют и молодые правонарушители, и представители полиции.

Комментирование закрыто.