ПИСЬМЕННОЕ (ДИСТАНЦИОННОЕ) КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

А. Горелик, д.ю.н., профессор КрасГУ

Одним из направлений работы нашей клиники является письменное (дистанционное) консультирование осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы.  Осужденные обращаются в клинику с письмами, в которых излагают различные просьбы, чаще всего по вопросам  уголовного права и процесса с просьбами разъяснить содержание закона, а в основном - оказать правовую помощь в отмене или изменении приговора. Поступают также жалобы на незаконные действия правоохранительных органов, особенно на насильственные методы при допросах с целью получения определенных показаний, и на другие нарушения прав человека во время следствия.
Осужденные обращаются и по другим отраслям права  (гражданского, жилищного, семейного, трудового, пенсионного), в них содержатся просьбы оказать помощь в получении наследства, сохранении права на жилище на время отбывания лишения свободы и т. д.
Это направление является весьма важным, ибо лица, находящиеся в местах лишения свободы, не имеют практической возможности реализовать имеющиеся у них права  или добиться исправления судебных ошибок.
Об эффективности этой работы свидетельствуют ее результаты: в 2001 г. на основе обращений нашей клиники  в суд и прокуратуру было изменено 82 приговора, в том числе 23 осужденных освобождены от дальнейшего отбывания лишения свободы; в 2002 г. изменено 38 приговоров, при этом освобождены 8 осужденных. Этот опыт может быть полезным и для других клиник.
Основные  цели дистанционного консультирования – традиционные для клиник: оказание бесплатной правовой помощи и обучение на практических делах, однако эта сфера обладает  также признаками правозащитной деятельности, так как направлена на защиту прав человека от неправомерных действий властей.
В процессе дистанционного консультирования  необходимо, как и при устном консультировании,  изучить документы, выработать правовую позицию, принять решение и выполнить необходимые действия по оказанию правовой помощи. Однако есть и некоторые особенности, отличающие письменное консультирование от устного.
Во-первых, практически невозможно непосредственное общение с клиентом (кроме редких случаев посещения колонии), т. е. отсутствует этап интервьюирования.
Во-вторых,  консультирование также проводится письменно, путем направления клиенту  запросов, если необходимо уточнить  какие-либо факты, позицию заявителя или получить дополнительные документы.
В-третьих, ответ дается не в устном, а в письменном виде, что значительно труднее. Поэтому одна из дополнительных задач – обучить составлению письменных документов, что является важным элементом подготовки юриста-профессионала.
Общая методика работы выглядит следующим образом. Письма, поступающие от осужденных или их родственников, регистрируются и передаются студентам для подготовки ответа. Студент, изучив материалы, вырабатывает свою позицию и докладывает ее куратору (преподавателю или опытному студенту-старшекурснику); возможно и коллективное обсуждение сложных случаев группой студентов. В результате обсуждения принимается решение и студент готовит проект письменного ответа, который представляет куратору или тому, кто уполномочен подписывать ответы.
Далее мы будем говорить только о консультировании по уголовным делам. Поступающие письма можно разделить на две группы: просьбы дать разъяснение и просьбы оказать помощь в отмене или изменении приговора. В первом случае поступает письмо без каких-либо документов и с просьбой, например,  разъяснить порядок условно-досрочного освобождения, погашения судимости, применения амнистии или помилования. Но и эти просьбы нередко связаны с обстоятельствами конкретного дела, поэтому  в ответах нужно проявлять осторожность, так как ответ может зависеть от некоторых деталей, о которых автор не сообщает – то ли намеренно  умалчивает о них, то ли не считает их существенными. В результате ответ может оказаться неправильным, а осужденный впоследствии будет ссылаться на него. Поэтому даже на такие письма лучше отвечать, изучив документы.
Если поступила просьба оказать правовую помощь, то обязательным документом является копия приговора. Если она не прислана – пошлите автору запрос и, пока приговор не поступит, не следует вступать ни в какие переговоры и  давать какие-либо оценки,  советы или обещания. Если из письма видно, что автор ранее обжаловал приговор в суд или прокуратуру и получил отказы, то желательно, чтобы он выслал их копии  (пусть даже написанные от руки и никем не заверенные, но обязательно дословные).  Эти документы очень важны, так как они будут предметом вашей оценки.
Нередко жалобы бывают длинными, они содержат общие  рассуждения о работе следствия и судов, рассказами, что и когда говорил следователь или судья, и  другой информацией, которую практически нельзя использовать. Поэтому в письме нужно выделить только правовые и процессуальные вопросы. Затем изучить копию приговора и сделать вывод, есть ли  в приговоре существенные ошибки, которые могут повлечь его отмену или изменение.  Причем  проверять правильность приговора нужно не только в пределах вопросов, поставленных в письме. Иногда мы обнаруживаем ошибки, о которых осужденный  не подозревает и не пишет о них. Например, автор пишет, что его вина не доказана, или что было состояние обороны или аффекта,  мы с этим не согласны, но обнаружили другую ошибку (например, при назначении наказания не учтено неправомерное поведение потерпевшего).
Предметами проверки и оценки являются: факты, установленные в приговоре; объяснения осужденного, которые он давал на следствии и в суде, как они указаны в приговоре, а также приведенные в письме; юридическая квалификация содеянного; размер наказания и его обоснование; уголовно-процессуальные вопросы.
Если  обнаружена ошибка, то нужно  готовить обращение в суд или прокуратуру с просьбой проверить дело и исправить ошибки; если ошибок нет – готовить ответ с отказом в оказании правовой помощи.
Начнем со второго варианта, ибо он проще. В ответе вначале указывается адресат (фамилия, инициалы, адрес), затем обращение к нему по имени-отчеству, содержание ответа, фамилия студента, который готовил ответ, и должность и подпись того, кто подписывает ответ (это руководитель клиники или соответствующего направления по отрасли права).  Клиника может доверить кураторам подписание ответов.
Подготовка письменного ответа – работа трудоемкая и ответственная. Читать его наверняка будет не только автор письма, он покажет его другим осужденным,  обсуждать его будут очень придирчиво, обращая внимание на каждое слово, а иногда и букву. Поэтому, во-первых, ответ должен быть абсолютно грамотным, включая расстановку знаков препинания. Во-вторых, он должен быть понятным, поэтому не следует злоупотреблять юридическими терминами и цитированием законов, лучше объяснить их смысл простыми словами (особенно если по письму видно, что его автор не очень грамотный человек). В-третьих, он должен быть полным, т. е. содержать ответы на все вопросы, поставленные в письме (кроме общих рассуждений, о которых говорилось выше). Наконец, он должен быть аргументированным со ссылками на фактические обстоятельства, установленные судом, и на соответствующие нормативные акты.
Например, осужденный жалуется на то, что суд учел судимость за прежнее преступление, хотя от наказания за него он был освобожден по амнистии. Нужно объяснить, что применение амнистии снимает судимость только тогда, когда осужденный был полностью освобожден от отбытия наказания, либо когда на снятие судимости  прямо указано в акте амнистии; в иных случаях  судимость погашается на общих основаниях.
Наиболее сложные вопросы касаются оценки доказательств. Во многих письмах осужденные пишут, что они невиновны, свидетели давали ложные показания и т. д. Мы считаем, что, как правило, не должны вмешиваться в этот процесс, так как у нас нет оснований утверждать, каким доказательствам верить, а каким нет, или какие доказательства считать достаточными, тем более, что ст. 17 УПК РФ предусматривает свободу оценки доказательств судом по внутреннему убеждению. Однако в некоторых случаях и по этому вопросу следует поддержать жалобу и обратиться в суд (например, когда в приговоре приводятся объяснения подсудимого, имеющие важное значение для квалификации или наказания, но им  не дана какая-либо оценка).
Отказы в оказании правовой помощи по жалобам на оценку доказательств встречаются часто. Поэтому такого рода ответы можно в определенной степени стандартизировать. В ответе мы указываем, что в жалобе речь идет об оценке доказательств, т. е. кому верить, а кому нет, при этом обязательно указываем фамилии потерпевшего  или свидетелей, на которых имеются ссылки в приговоре (это делается для того, чтобы ответ был как-то индивидуализирован и чтобы было видно, что документы изучены). После этого пишем, что в соответствии со ст. 17 УПК РФ оценка производится судом по своему внутреннему убеждению, другую оценку может дать только вышестоящий суд,  куда осужденный может обратиться самостоятельно, а наша организация этими вопросами не занимается.
При этом ни в коем случае не следует делать вывод о виновности или невиновности заявителя, так  как мы не судьи. Основной смысл ответа – мы не входим в обсуждение вопроса о доказанности, т. е. не утверждаем, виновен заявитель или нет.
Вряд ли имеет смысл пересылать такие письма в соответствующие инстанции, так как клиника не должна превращаться в пункт пересылки писем.
При отказе автору письма обязательно возвращается копия приговора и другие документы, которые были присланы, что указывается в ответе.
Более ответственная работа предстоит, когда обнаружена ошибка и необходимо обращаться в суд или прокуратуру с просьбой о проверке приговора, т. е. поддержать жалобу. В соответствии со ст. 402  УПК РФ такое обращение возможно, если жалоба осужденного адресована непосредственно в соответствующий суд. Поэтому если письмо адресовано в нашу организацию и принято решение об оказании правовой помощи, нужно послать автору просьбу переписать жалобу на имя председателя суда и вернуть ее нам, чтобы мы могли направить ее в суд с нашим обращением (для наших обращений в прокуратуру это требование не является обязательным, т. е. в прокуратуру можно направлять письма, адресованные в нашу организацию). При этом мы указываем, что осужденный может писать в жалобе все, что считает нужным, но советуем,  о чем следует написать обязательно, так как будем поддерживать жалобу именно по этим вопросам.
Обращение в суд или прокуратуру изготавливается на бланке организации, в нем указывается адресат (председатель суда или прокурор), затем следует текст обращения, в конце перечисляются приложения (жалоба осужденного, копии приговора и другие документы).
Текст обращения, независимо от его содержания,  содержит некоторые обязательные элементы, расположенные в определенном порядке.
Вначале указывается,  приговором какого суда от какого числа и кто осужден, по какой статье УК РФ и к какому наказанию. Если лицо осуждено по нескольким статьям УК РФ, то указывается наказание по каждой статье отдельно и окончательное по совокупности, назначенное на основании ст.  ст. 69 или 70 УК. Если по делу осужден еще кто-либо, то указывается этот факт.
Затем излагается содержание обвинения  - за что  осужден. При этом не следует цитировать эту часть приговора полностью – достаточно выделить главные признаки деяния (например, не так важно, кому принадлежит магазин, из которого совершено хищение, или не следует подробно переписывать все похищенные вещи или телесные повреждения, нанесенные потерпевшему).
После этого следует указать, с чем мы не согласны в приговоре и почему со ссылкой на закон, который нарушен, и в соответствии с этим изложить просьбу о проверке дела в порядке надзора и внесении соответствующих изменений в приговор.

Комментирование закрыто.