Оказание содействия клиенту в выборе решения

Роль юриста здесь заключается только в том, чтобы подвести клиента к осознанному выбору. Юрист должен помнить, что решение принимается исходя из интересов клиента, а не его собственных.

Важно, чтобы клиент воспринимал принятое решение как собственное, а не навязанное юристом, иначе существует опасность, что впоследствии он будет обвинять юриста в том, что он не достиг своей цели, действуя в соответствии с рекомендациями юриста.

Тем не менее это не означает, что юрист должен быть абсолютно пассивен на данной стадии. Возможно, что здесь еще и еще раз потребуется напомнить о плюсах и минусах каждого из вариантов, одновременно выясняя, как клиент воспринимает приводимые аргументы. Поэтому в целом процесс принятия решений представляет собой совместную деятельность юриста и клиента.

Многие клиенты часто пытаются переложить бремя принятия решения на юриста, постоянно задавая вопросы типа: "А как бы вы поступили на моем месте?", "А что Вы мне посоветуете?".

Необходимо уходить от ответа на эти вопросы, объясняя клиенту, что вы не на его месте и что только он сам может определить, что для него предпочтительнее.

Если вы видите, что клиент сомневается и не может склониться к какому-то конкретному из предложенных вами вариантов решения, предложите ему подумать и прийти в следующий раз, когда решение созреет.

В случае если консультация разовая (разъяснение закона или иного нормативного акта), содействие в выборе оптимального решения, как правило, становится завершающим этапом.

Если же планируется дальнейшее сотрудничество, необходимо переходить к последнему этапу консультирования.

Комментирование закрыто.