Обучение альтернативным методам разрешения конфлик­тов

Обучение альтернативным методам разрешения конфлик­тов через систему тренингов и семинаров требовало от слушателей серьезной и болезненной психологической перестройки, крушения стереотипов, пересмотра социальных установок в поведении и взглядах на конфликтогенную действительность России. Часто это было сопряжено со сложнейшими психологическими процессами и реакциями в проведении семинаров: от резко отрицательного отношения к информации о научном понимании природы социальных и правовых конфликтов со­временной России с особенностями национальной психологии и деформацией социальных отношений до восторженных эмо­ций по поводу овладения знаниями и умениями о возможно­стях преодоления и разрешения конфликтов иными, кроме си­ловых, методами.

Десятилетние наблюдения и изучение научных источников по теории конфликта, об особенностях переходного периода в России, специфике менталитета россиян позволили автору вы­явить основные причины, по которым часто отторгается вне­дрение альтернативных методов в правовую и социальную практику. Понимание этих проблем способствует более ус­пешной реализации альтернативных методов разрешения кон­фликтов, умело избегая их отторжения. Автор искренне уве­рен, и практика обучения тому подтверждение, что автомати­ческий перенос любого иностранного опыта с самыми благими намерениями принесет больше вреда, чем пользы такому важ­ному делу, как повышение конфликтологической грамотности населения России.

Альтернативные методы разрешения конфликтов основаны на принципах гуманистической психологии, принципе ненаси­лия, равенства прав и возможностей, соблюдении равенства интересов сторон. Кроме того, альтернативные методы, широ­ко применяющиеся, например, в США, опираются на реальные социальные условия жизнедеятельности личности, как-то: вы­сокое качество жизни, наличие среднего класса, высокий уро­вень правовой культуры населения. Показателен опыт США, где посредническая деятельность в решении конфликтов давно стала одной из важнейших функций государственной власти. С первой половины нынешнего столетия в роли регуляторов со­циальных конфликтов здесь выступали государственные ведомства - Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО) и Федеральная служба посредничества и примирения (ФСПП). За 50 лет работы на счету ФСПП более 511 тыс. раз­решенных конфликтов.

Фигура посредника является ключевой в работе Феде­ральной службы посредничества и примирения. Функции примирения разнообразны: от привлечения сторон к переговорам в тупиковой ситуации, снятия негативных эмоций, нахождения решений, удовлетворяющих и общественное мнение вокруг конфликта, до поиска альтернативы забастовке или локауту в трудовом конфликте через создание согласительного комитета или предложения, в крайнем случае, услуг арбитража[1].


[1] Ростиашвили  К.Л. Федеральная служба посредничества и примирения США // Экономика, политика, идеология. 1991. № 4. С. 109 - 110.

Комментирование закрыто.