НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Т.А.Цапко.

СевКавГТУ

«Пока в какой-либо точке планеты

нарушаются права человека – не может

быть мира на земле»

(Реле Кассен)

Сегодня можно прочесть массу полезных материалов, написанных и отредактированных правозащитниками. Здесь и методики, и аналитические статьи, и репортажи. Но кто такие правозащитники, в каких организациях они работают, какова их роль в защите прав человека?

В данной статье сделана попытка на основе анализа современной концепции неправительственных организаций, ответить на следующие вопросы:

1. В чем роль неправительственных организаций как важнейшего компонента демократического, правового государства?

2. Каково место неправительственных организаций в национальных и международных механизмах защиты прав человека?

Необходимо отметить, что в категорию неправительственных организаций (НПО) в целом включаются самые различные общественные организации – от небольших групп неформалов до крупных общественных объединений и движений. Эти организации, возникающие не по воле власти, а по инициативе общественности, традиционно относятся к институтам гражданского общества[1].

Неправительственные организации существуют во всем мире. Их основными атрибутами является независимость от власти,  демократические принципы построения и четко определенные программы действий. Главная особенность НПО – самоорганизация. Это означает, что организация создается по инициативе отдельных лиц или группы граждан, а не правительства или государственных органов. Как правило, НПО не являются массовыми, а их программные (уставные) цели ограничиваются кругом вполне конкретных проблем. НПО носят некоммерческий характер, их финансирование осуществляется за счет взносов членов организаций, пожертвований и др. источников.

В отличие от правительственных учреждений НПО ведут свою деятельность на добровольных началах. Этот важный принцип обязательно закрепляется в Уставе организации[2].

Многие НПО носят международный характер. Как и локальные, они в основном создаются в ответ на ту или иную специфическую ситуацию и являются продуктом общественных действий. Различные по структуре, количественному составу и конкретным задачам, все  они объединены стремлением изменить мир в сторону справедливости и гуманности, искоренить практику угнетения и насилия, бесправия и эксплуатации.

Таким образом, создаваемые в демократических государствах НПО в целом имеют ряд общих функций. Это, в частности:

-         выражение запросов граждан;

-         поощрение свободы  выражения мнения;

-         вовлечение общественности в демократические процессы;

-         защита прав человека.

Права человека, или права личности, являются, пожалуй, самой сложной и неоднозначной проблемой общественной жизни индивида. С одной стороны, это наиболее охраняемая и закрепленная в основных и текущих законах  сторона практической и духовной жизни человека, с другой – именно этот аспект ее существования и деятельности постоянно нарушается, ограничивается, ущемляется.

Новый этап в развитии российской государственности связан с признанием общегуманистических ценностей, в том числе идеи уважения прав человека, его правовой защищенности, автономии личности. Наиболее слабое звено в проблеме прав человека – реализация этих прав, особенно на внутригосударственном уровне. Это явилось причиной развития правозащитного движения, которое ставит своей целью  содействие обеспечению и защите прав человека. Нередко неправительственные правозащитные организации характеризуются как естественная самозащита людей от государственной власти, своеобразный защитный слой между государством и личностью.

«Для того, чтобы люди оставались или становились цивилизованными, необходимо, чтобы их умение объединяться в союзы развивалось и совершенствовалось с той же самой быстротой, с какой среди них устанавливается равенство условий существования» - считал один из основателей феномена демократии Алексис де Токвиль[3].

Наука и практика подтвердили предсказанную более столетия назад роль общественных организаций  в функционировании гражданского общества, в обеспечении социальной безопасности, в частности тех ее параметров, которые непосредственно связаны с признанием, соблюдением и защитой прав человека.

Правозащитные организации выступают, прежде всего, в роли общественного контроля за государственной властью в сфере соблюдения прав человека.

Познать сущность правозащитных НПО возможно лишь сопоставляя их с эволюцией всего  комплекса проблем защиты прав человека.

Правовую основу создания и деятельности НПО составляет, прежде всего, свобода ассоциаций, которая признана во Всеобщей декларации прав человека (ст. 20), в Международном Пакте о гражданских и политических правах (ст. 22), в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 8), в Международной Конвенции о защите от всех форм дискриминации (ст. 5), а также в целом ряде региональных и специальных договоров. В этих важнейших международно-правовых документах закреплено право каждого человека на свободу ассоциаций и «право каждого человека создавать союзы и выступать в таковых для защиты своих интересов»[4]. Именно этот элемент отражает правовую природу неправительственных организаций, особенно важен для деятельности правозащитных организаций, по своей сути реализующих это право.

Из общей категории неправительственных организаций безусловно, необходимо выделить роль такой специфической формы объединения граждан, как правозащитные НПО, которые наиболее соответствуют характеру происходящих в мире демократических преобразований. Они во многом отличаются от традиционной формы общественных объединений, куда включаются профсоюзы, политические партии, предпринимательские союзы, научно-технические, культурно-просветительские и иные добровольные общественные союзы. Правозащитные НПО, неся в себе общие характеристики общественных объединений,  демонстрируют ряд особых, присущих только этой разновидности общественных объединений, черт.

Правозащитные организации – это организации, которые призваны служить обездоленным или игнорируемым группам населения, содействовать реализации их прав, добиваться социальных изменений и быть на службе людей. Это независимые, эффективно действующие неправительственные организации, которые,  внося вклад в защиту основных прав человека, в целом способствуют национальному развитию, обеспечению единства общества и развитию прав человека.

Возникновение правозащитных НПО имеет давнюю историю. В 1863 г. в  Женеве во имя защиты прав человека в ходе вооруженных конфликтов был создан Международный комитет Красного Креста. В 1902 г. возникла Французская лига защиты прав человека и гражданина. В 1909 г. в Лондоне организовалось Общество борьбы с рабством. В 1942 г. в Нью-Йорке появилась международная лига прав человека.

Важнейший этап в развитии правозащитного движения исследователи связывают с окончанием Второй мировой войны, созданием ООН и провозглашением Всеобщей декларации прав человека.

«Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения». Эти слова прозвучали 10 декабря 1948 года, когда 3-я  сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию 217 А, провозгласившую Всеобщую декларацию прав человека. Декларация стала поистине историческим документом, а день ее принятия отмечается  практически всеми странами мира как День прав человека.

Значительным этапом в развитии правозащитного движения стали 70-е г.г. Возникновению новых правозащитных движений и НПО содействовало то, что именно в этот  период было завершено создание Международного Билля о правах. Были приняты и вступили в силу юридически обязательные акты в сфере защиты прав человека – Пакт о гражданских и политических  правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах.

С появлением этих важнейших международных договоров не только укрепилась правовая основа деятельности правозащитных организаций, но и конкретизировалось правовое поле, в рамках которых могли действовать как национальные, так и международные НПО. Именно в этот период возникли такие организации как международная комиссия юристов, международная Амнистия, международная федерация прав человека, международная организация защиты детей и др.

Таким образом, можно сказать, что возникновение НПО, целью которых является защита прав человека, отражает объективную реальность. Правозащитные организации отражают существующую во всех странах потребность в организациях, позволяющих неформально, оперативно, эффективно и без больших затрат содействовать решению проблемы прав человека. Деятельность  правозащитных НПО основывается на единых принципах соблюдения прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, каждая из них призвана содействовать реализации в своих странах единых для всего человечества международных стандартов человека.

Следует отметить, что одним из важнейших  направлений деятельности неправительственных организаций, и в первую очередь правозащитных движений, является участие в нормотворчестве. Участие НПО в нормотворческой деятельности находит логическое продолжение в  участии их в работе контрольных механизмов[5].

Рассмотренные выше черты делают возможным выделять правозащитные движения НПО в особую категорию неправительственных организаций. Практика свидетельствует, что деятельность НПО в сфере защиты прав человека все более выходит за рамки отдельных государств, приобретает глобальный характер и становится все более универсальным явлением.

Россия не стала исключением из общих закономерностей возникновения НПО: динамика развития демократических процессов, появление  новых форм волеизъявления  народа и в нашей стране привели к выходу на арену огромного количества НПО, не похожих на массовые организации прошлого. Они все более уверенно заявляют о своем существовании и претендуют на определенное место в демократических структурах, хотя процесс становления российских НПО проходит нелегко.  Многие проблемы нынешнего этапа развития правозащитных движений НПО в России связаны  со сложностями исторического развития страны в целом. В течение десятилетий тоталитарная система не давала развиться этому институту гражданского общества. Сложности, с которыми сталкиваются вновь создающиеся НПО, во многом связаны со спецификой формирования правозащитного движения в России, зародившегося в тоталитарном режиме и отразившего  на себе трагедию народа, живущего  в неволе.

В развитии правозащитного движения в России четко просматриваются три периода[6].

Первый, диссидентский, характерен для периода тоталитарного режима, при котором создание независимых правозащитных организаций преследовалось. В тот период возникают такие организации, в центре внимания которых находились требования свободы религии, права на эмиграцию, свободы слова и мнения. Организациям этого периода был присущ явно выраженный политический характер. Заслуга российского правозащитного движения  этого периода, прежде всего, в сломе тоталитарного режима[7].

Второй – относительно «легальный» период деятельности правозащитных организаций. Его начало было положено принятием Хельсинского заключительного акта  и ознаменовался выходом из подполья ранее запрещенных организаций. Кроме того, в конце 80-х – начале 90-х годов в России начался процесс создания новых НПО, нацеленных на содействие  развитию демократических институтов, соблюдению международных стандартов прав человека.

Третий период в деятельности правозащитных движений НПО связан с принятием всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. Новая Конституция стала особым импульсом для развития правозащитного движения. Целый ряд НПО посвятили себя решению конкретной задачи – содействие гражданам в реализации их конституционных прав и свобод, усовершенствование законов, формирование правового государства.

Современное правозащитное движение существует в условиях реформирования общества и перехода к новому строю и новым отношениям между  человеком и государством. Правозащитное движение получило признание государством, о чем свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 864 «О некоторых мерах государственной  поддержки правозащитного движения в Российской Федерации»[8].

Указ служит нормативной базой для объединения усилий государства и правозащитных движений НПО в создании эффективно действующего механизма обеспечения прав и свобод человека. Он активизировал формирование правозащитных организаций в регионах, где более всего нарушаются права и свободы личности.

По направлениям деятельности правозащитные организации России в основном разделились на две основные категории: общеправозащитные организации, уставные цели которых предусматривают деятельность по всему аспекту правозащитных проблем, и профильные организации, которые осуществляют деятельность по конкретному направлению категории прав.

К первой группе относятся такие организации как: Правозащитный центр «Мемориал», деятельность которого посвящена широкому кругу наиболее острых проблем нарушения прав человека. Это – защита прав национальных меньшинств;  нарушение прав человека в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера; нарушение прав человека в сфере уголовного правосудия и многие другие.

Московский научно-исследовательский центр по правам человека. Его основная цель -  содействия российским правозащитным организациям в участии в процессах трансформации России в демократическое общество. В настоящее время деятельность Центра осуществляется через отделения, которые объединяют  более 70 НПО в 9 городах России[9].

Санкт-Петербургский правозащитный центр, который наблюдает за нарушением процессуальных прав и профессионально-этических норм в гражданском судопроизводстве. Фонд «За гражданское общество» и многие другие.

Большинство НПО «профильного» характера носят локальный характер. Появление многих из них явилось своего рода реакцией на целый ряд острых проблем в сфере защиты прав человека, с которыми столкнулась страна в последние годы. Под лозунгом защиты прав  призывников, предотвращения вовлечения российских вооруженных сил в несвойственные  им конфликты появились в России общественные организации солдатских матерей.  В настоящее время они существуют в разных городах России. В организациях работают  только добровольцы, отсутствуют штатные сотрудники и заработная плата. К основным направлениям их деятельности относится участие в законотворческой деятельности, социологические исследования, сбор фактов, касающихся нарушений прав человека в армии, анализ уголовных и должностных преступлений, независимая экспертиза, информационная работа.

Ассоциация защиты прав инвалидов преследует  цель защиты прав инвалидов и помощь в их социальной адаптации.

Общество «Право на жизнь и гражданское достоинство» образовано с целью активного противодействия применению смертной казни на территории распавшегося СССР и другим нарушениям права на жизнь. Целый ряд российских НПО  посвятили себя защите прав ребенка. В России зарегистрировано более 500 НПО, которые заняты решением проблем детства. Особый вклад в защиту прав ребенка вносит Российский детский фонд, объединяющий деятельность 77 местных отделений.

Фонд «Право матери» – неправительственная некоммерческая организация занимается  защитой прав родителей, чьи сыновья погибли  в армии в мирное время на территории России и СНГ. Работа фонда осуществляется по таким направлениям деятельности, как: оказание бесплатной юридической помощи семьям погибших солдат; издательская деятельность; информационная работа; социологические исследования нарушений прав человека в армии; морально-психологическая реабилитация родителей погибших и оказание им материальной помощи.

Характерной особенностью нынешнего этапа развития правозащитного движения в России является то, что на ее территории согласно российскому законодательству, действует целый ряд зарубежных правозащитных организаций или их филиалов. Например, международная Амнистия, штаб-квартира которой находится в Лондоне,  действует в нашей стране в соответствии со своим мандатом. В России действует российская секция Международного общества прав человека, секретариат которой находится во Франкфурте-на-Майне. Секция МОПЧ насчитывает 20 инициативных групп, действующих в 30 регионах России. Ключевые направления деятельности – защита прав заключенных, военнослужащих, детей и национальных меньшинств.

Российско-американская группа по правам человека занимается изучением положения с правами человека в России, издательской деятельностью (выпуск «Российского бюллетеня по правам человека») качественно влияет на деятельность российских НПО, осуществляя Программу «малых грантов».

Следует отметить, что советское законодательство, допуская деятельность общественных объединений, традиционно предполагало их функционирование в качестве субъектов единого, осуществляемого под руководством господствующей власти, процесса. Ситуация коренным образом изменилась с принятием всенародным голосованием  12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, в которой права и свободы человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя. Статья 2 Конституции гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Таким образом, деятельность НПО, в компетенцию которых входит защита прав и свобод человека,  сегодня осуществляется на основе гарантированного  Конституцией Российской Федерации (ст. 30) права граждан создавать общественные объединения и свободы их деятельности. Государство не в праве ограничивать  цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутренние дела. Объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов, а их уставы принимаются ими самостоятельно и только регистрируются в Министерстве юстиции и его органах. Министерство контролирует законность целей и задач объединений, а финансовые органы – источники их доходов. Общественное объединение может быть ликвидировано только по решению суда. Особо подчеркнем, что содержание прав граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности,  реорганизации и ликвидации регулируется принятым Государственной Думой 14 апреля 1995 г. Федеральным Законом об общественных объединениях[10], Гражданским кодексом Российской Федерации[11] и другими законами об отдельных видах общественных объединений. Во всех названных правовых актах содержатся положения, дающие возможность беспрепятственно создавать НПО, занимающиеся защитой прав человека. Они ни в коей мере не противоречат международным договорам в сфере прав человека, участниками которых является Россия. Более того, Федеральный закон «Об общественных объединениях» гласит, что «создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан» (ст. 3).

Таким образом, принятые  и вступившие в действие правовые акты создали  правовую базу для реализации программ и проектов правозащитных движений НПО, способствующих их деятельности.

С 1998 года в России получило развитие новое, ранее неизвестное стране, направление правозащитной деятельности – Юридические клиники, оказывающие помощь наиболее незащищенным слоям населения. Специфика Юридических клиник состоит в том, что в их составе работают студенты, обучающиеся юриспруденции в государственных и негосударственных образовательных учреждениях и они преследуют следующие цели:

- укрепление и развитие связи теории права и юридической практики;

- выработка у студентов профессиональных навыков применения права;

- участие в решении социальных проблем общества путем оказания юридической помощи социально незащищенным слоям и группам населения;

- развитие международного сотрудничества факультетов.

Юридические клиники в отличие от НПО не участвуют в нормотворчестве  и не преследуют политических целей в своей деятельности. Студенты, занимающиеся в клинике, оказывают помощь тем людям, которые нуждаются в правовой помощи. Некоторые из них уже прошли все государственные инстанции, но не смогли защитить свои права в силу разных причин (перегруженность судебной системы, бюрократизм и элементарное безразличие и невнимательность со стороны чиновничьего аппарата). Вместе с тем эта работа позволяет студентам приобретать навыки будущей профессии – юриста.

В заключении, обобщая изложенное выше, можно сделать следующие выводы.

- Правозащитные движения НПО при всем своем разнообразии отражают главную особенность нашего времени: противостояние государству, если оно обращается со своими гражданами  грубо и произвольно, нарушая права и основные свободы человека.

- НПО являются реальной силой, которая направляет борьбу за справедливость и господство права.

- Право граждан на создание НПО закреплено в нормах международного права, как естественное право человека. Правозащитные организации выполняют функции, связанные с защитой прав, определенных в Конституции государства, на территории которого они действуют или международными нормами.

- Спектр деятельности правозащитных НПО широк: от систематического сбора данных о нарушениях прав человека до подготовки необходимого законопроекта или поправок к действующему законодательству, организации митингов, пикетов, работы с прессой, радио, телевидением, просветительской работой, приема населения, бесплатного консультирования по юридическим вопросам, работы с конкретными жалобами.

Обратим внимание на то, что перспективы развития правозащитного движения видятся:

- в активизации региональных организаций, поскольку на местах происходит основная масса нарушений прав и свобод человека;

- в участии правозащитных НПО в управлении местными делами, через местное самоуправление;

- в тесном сотрудничестве со средствами массовой информации;

- в повышении юридического профессионализма в правозащитной деятельности.

В целом же правозащитные НПО, наряду с другими формами самоорганизации населения, способствуют развитию активности людей и формированию институтов гражданского общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актуальные проблемы деятельности международных организаций. Теория и практика. М., 1982.
  2. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.
  3. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Вильнюс-Москва, 1992.
  4. Бабцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М., 1996.
  5. Коваленко И.И.  Международные неправительственные организации. М., 1996.
  6. Матвеева Т.Д. Международные и национальные инструменты и механизмы защиты прав человека. М., 1995.
  7. Матвеева Т.Д. Неправительственные организации (ИПО) – Основные принципы // Правозащитник, № 11. 1994.
  8. Матвеева Т.Д. По зову сердца, а не по долгу службы… М., 1998.
  9. Общественные организации, право и личность. М., 1981.
  10. Смирнов А. Лицом к лицу с властью (неправительственные организации) // Правозащитник. № 1. 1994.
  11. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.
  12. Федеральный закон от 19.05.95 г. № 82-ФЗ «Об Общественных Объединениях» / «Собрания законодательств РФ», 22.05.95, № 21. Ст. 1930.
  13. Всеобщая декларация прав человека  / Сборник международных договоров. Права человека. Нью-Йорк, 1989.
  14. Указ Президента РФ «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» от 13.06.96, № 864 / «Собрание законодательства РФ», 17.06.96, № 28. Ст. 2998.

15.  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. М., 1995.


[1] Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 1994. С. 338.

[2] Матвеева Т. По зову сердца, а не по долгу службы… М., 1998. С. 10.

[3] Де Токвиль А. О роли объединений в общественной  жизни американцев / Демократия в Америке. М., 1992. С. 378.

[4] Международный Билль о правах человека / Права человека. Сборник международных договоров ООН. Нью-Йорк, 1989. С. 1-21.

[5] Права человека в современном мире. (Тезисы международного теоретического семинара, посвященного 50-летию принятия Всеобщей декларации прав человека 10 декабря 1948-1998 г.г.). М., 1999. С. 35.

[6] Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Вильнюс-Москва. 1992. Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения. М. 2001.

[7] Аверкиев И. О «диссидентском консерватизме» и «правозащитном модернизме» (тезисы) / Правозащитник. 1994, № 3. С. 8-12.

[8] Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, № 25. Ст. 2998.

[9] Смирнов С. Контакт с провинцией /Правозащитник. 1994, № 2. С. 12-16.

[10] Федеральный Закон от 19.05.95 г. № 82-ФЗ «Об Общественных Объединениях». Принят ГД ФС Р 14.04.95 /  Собрание законодательства РФ, 22.05.95, № 21. Ст. 1930.

[11] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. М., 1995.

Комментирование закрыто.