Методология, Отчет Аркаро

Отчет Аркаро был подготовлен одним автором и основан для интервью, проведенных им с помощью переводчика. Конференция в Москве была форумом для обмена взглядами и опытом и проведена в форме тематических рабочих групп. Нейтральный фасилитатор провел семинары в Бишкеке и собрал результаты, используя методы логических рамок. Встреча в Оше прошла в форме открытой дискуссии, следуя структуре предложения Декабрьского семинара, так же как и встреча по редактированию в июле. При выполнении отчета автор также опирался на учебник «Юридические клиники: эксперимент по практическому обучению юристов».

IV. Отчет Аркаро

Ниже приводятся дословные выдержки из рекомендаций, содержащихся в Отчете Аркаро:

  1. Университеты должны работать согласованно для выработки основной клинической пара-дигмы, которая затем может быть модифицирована с учетом образовательной миссии каж-дого отдельного вуза. Университеты в большинстве своем решают аналогичные дилеммы, разрабатывая парадигму клинического образования.
  2. Неправительственные организации или университеты, которые предоставляют клинические юридические услуги малоимущим гражданам с участием студентов, должны  принять во внимание следующее:
  1. Разработать хороший учебный план, чтобы он включал материальное право и практически навыки, которые понадобятся студентам в клинической работе;
  2. Определить учебные цели и иные цели, которые клиника должна стараться достичь. Это поз-волит сформировать направление, содержание, процесс и административную/организацион-ную структуру клиники;
  3. Предоставить студентам подготовительный курс в качестве установочной программы, чтобы встречные ожидания студентов и клиники были сформированы до того, как студенты начнут участвовать в работе клиники;
  4. Подберите материалы для чтения и лекционные материалы для обучения. Подберите упраж-нения для ролевых игр, скетчи и обсуждения ситуаций из опыта, способствующие развитию навыков и достижению учебных целей, которые клиника поставила перед собой. Попытка при-вести в соответствие преподавание материального права и практическое обучение навыкам ра-ботает таким образом, что студенты наглядно видят и убеждаются в наличии взаимодействия сущности, теории и практики. Полезно развивать навыки в логическом порядке начиная с беседы (интервью) и консультации клиента, затем заниматься стратегическим планированием дела с подготовкой юридических документов или других действий, следующих за основными стратегическими.
  5. Разработать процедуру оценки для того, чтобы студенты могли оценить свой клинический опыт в формальной и неформальной обстановке. Полезно также получить отзывы клиентов для оценки клинического опыта с точки зрения клиента.
  6. Определить организационную структуру клиники и административные обязанности лиц, выполняющих какие-то руководящие функции в клинике. Это включает принятие решения о том, будет ли один директор, единолично ответственный за разработку и осуществление политики клиники или будет использована модель коллегиального руководства, при которой обязанности и менеджмент клиники распределяются среди нескольких лиц.
  7. Определить обязанности по ведению дел и наставничеству студентов и распределить их между штатными юристами, преподавателями и другими работниками клиники. Если клиника будет нанимать административный персонал или юристов для работы с делами и/или наставничества студентов, квалификации и обязанности таких работников должны быть ясно изложены, чтобы обеспечить приоритет руководства юридической работой в клинике.
  8. Разработать план, направленный на то, чтобы довести до сведения местных юристов и судебных органов функцию клиники. Клиника должна стремиться к развитию потенциала взаимодействия с местной юридической общественностью, поскольку связи могут быть важны для их практической работы после окончания.
  9. Клиника должна иметь комплексный план своего функционирования во время летних каникул, каникул в течение учебного года и в период экзаменационных сессий, когда студенты не могут посвящать свое время работе в клинике.
  10. Разработать стандартную систему делопроизводства и учета.
  1. АБА/СИИЛИ должна тесно взаимодействовать с донорскими организациями, чтобы они реально, а не теоретически представляли себе программу, которую они финансируют.
  2. АБА/СИИЛИ следует предоставлять печатные материалы, переведенные из значительного по объему количества американских публикаций о методологии клинического юридиче-ского образования для неправительственных организаций, университетов и других заинте-ресованных организаций и лиц, имеющих отношение к данной сфере.
  3. АБА/СИИЛИ следует серьезно рассмотреть практическую проблему координации учебных занятий по клиническому юридическому образованию в течение летних месяцев, когда преподаватели и студенты находятся на каникулах. Следует разработать программы интен-сивного обучения для отдельных университетов, что может предполагать возможность преподавания предмета одним преподавателем в одном и более вузах.

Данные рекомендации были разделены АБА/СИИЛИ и ППСГ на пять основных тем:

  • Организация
  • Учебная программа
  • Студенты
  • Ресурсы

Затем они были представлены вниманию Декабрьского семинара для обсуждения и определения обязательных и рекомендательных стандартов, которые кратко изложены под соответствующими темами с добавлением комментариев для объяснения основания стандартов и механизма их действия.

Комментирование закрыто.