Метод сократического диалога в преподавании права

Сократический диалог, построенный на задавании особым образом сформулированных, «наведенных» (но не наводящих) вопросов, имеет давние традиции в преподавании. Особое значение, как представляется, должно принадлежать этому методу именно в высшей школе, которая в идеале стремится к тому, чтобы развить у обучающихся навыки самостоятельного мышления. Применительно к юридическому образованию ценность сократического метода состоит еще и в том, что он создает ситуацию повышенного внимания к точности используемых слов и выражений, приучает к тщательному анализу устных, а также письменных текстов, что и составляет основу юридического профессионализма.
В настоящее время одним из европейских центров, где развивается и методически совершенствуется искусство сократического диалога, стал Институт практической философии (Франция, Париж–Аржантей) во главе с Оскаром Бренифье, ведущим специалистом и экспертом ЮНЕСКО в данной области. Опыт использования сократического диалога подробно обсуждался и демонстрировался, в частности, на недавнем международном семинаре «The Art of questioning» («Искусство задавания вопросов»), который проходил с 9 по 16 июля 2007 г. в Ла Шапель Сент-Андре (Франция) с участием представителей 10 стран (Франции, Бельгии, Нидерландов, Албании, Португалии, Индии, Турции, России, Беларуси, Японии).
Задачи. Методика рассчитана на использование и развитие трех основных «компетенций»:
1) идентификация и углубление, то есть выявление проблемных ситуаций и обнаружение их предпосылок;
2) проблематизация, то есть распознавание глубинных когнитивных противоречий, лежащих в основе той или иной социальной проблемы;
3) концептуализация, то есть вербализация обнаруженных проблем, подыскание адекватных словесных формулировок, способных корректно описать проблему и наметить пути ее решения.
Формы и методы. Демонстрация методики не требует специальной подготовки аудитории, однако предполагает наличие временных резервов; минимальная длительность работы соответствует двум академическим часам (1 ч. 30 мин.). Необходимые технические средства – маркеры, листы ватмана (или пластиковая доска).
Основные варианты применения методики сократического диалога в проведении учебного занятия.
1. «Философское интервью». Обучающимся предлагается задать преподавателю интересующий их вопрос. Классический формат интервью подразумевает обсуждение вопроса в режиме диалога (один на один), но в присутствии аудитории. Интервьюер (преподаватель) путем задавания многочисленных встречных вопросов выясняет: причины интереса к заданному основному вопросу; точный смысл использованных слов и выражений; ценностные ориентации, лежащие в основе высказываний интервьюируемого; характер противоречий, свойственных его мышлению (презумпция противоречивости человеческого мышления является одним из основных постулатов методики). Предполагаемый результат интервью – уточненная постановка проблемы и совместно выработанный подход к ее решению
Вторая стадия интервью – обсуждение с аудиторией, которая может задавать вопросы или делать комментарии в отношении хода и результатов интервью.
2. Уяснение смысла актуального понятия. Изначально выбирается понятие, которое представляет интерес для аудитории, но смысл которого недостаточно ясен. Аудитории предлагается заранее подготовленный перечень «пограничных случаев», т.е. явлений или предметов, включение или невключение которых в объем рассматриваемого понятия является неочевидным. Аудитория голосованием выбирает один из примеров, после чего каждый должен письменно в течение нескольких минут ответить на вопрос: входит ли выбранное явление в состав обсуждаемого понятия, и объяснить причину. (например, при обсуждении понятия «реальность» предлагаются для испытания: Юлий Цезарь, желание есть, сон и т.п. После выбора каждый участник занятия отвечает, является ли «желание есть» реальным и почему).
Ответы, данные участниками, затем подвергаются общему обсуждению на предмет проверки их корректности, а также тех критериев, которые были использованы. Типичные вопросы, задаваемые ведущим: «Кто понял?», «Кто не понял?», «Кто согласен?», «Кто может возразить?», «Кто может переформулировать?», «Какой критерий здесь использован?» и т.п. В результате должен быть получен перечень основных критериев, по которым определяется отнесение или неотнесение объекта к объему рассматриваемого понятия, то есть фактически коллективными усилиями устанавливается содержание данного понятия.
3. Толкование. Аудитории рассказывается реальная или вымышленная история, имеющая отношение к профессиональной деятельности, и дается задание: в течение нескольких минут записать выводы («мораль»), которые можно извлечь из данного рассказа. В дальнейшем полученные выводы анализируются и проверяются (в режиме вопросов и ответов) с точки зрения корректности, обоснованности, соответствия точному смыслу рассказанной истории.
4. Сравнительный анализ. Аудитории предлагается ряд однотипных текстуальных фрагментов, удовлетворяющих признаку сопоставимости (это могут быть выдержки из юридических документов, из научно-аналитических текстов или задания, предварительно выполненные самими учащимися). Задача упражнения состоит в том, что участники должны выявить черты сходства и различия между текстами, причем выразить их в парных категориях, в виде антиномий («широкий – узкий», «объективный – субъективный», «монолог – диалог» и т.п.). Далее по той же процедуре обсуждается корректность использованных критериев, точность их применения, делаются выводы из обнаруженных сходств и различий.
5. Анализ трудной ситуации. Одному из участников предлагается изложить сложную практическую ситуацию индивидуального или социального характера, имеющую отношение к изучаемой дисциплине. Дальнейшая работа строится в двух вариантах: а) аудитория в свободном режиме задает вопросы, которые затем обсуждаются и решаются коллективно; б) ситуация анализируется по заранее подготовленному сценарию, в котором присутствуют вопросы, относящиеся к самим сложившимся обстоятельствам, к их причинам, последствиям, к желаемому состоянию дел, к ресурсам и средствам, необходимым для его достижения, к возможным рискам и способам их преодоления.
Существуют также комбинированные варианты использования методик, а также ряд дополнительных упражнений, носящих подготовительный или сопутствующий характер.
Результаты. Практика показывает, что использование данных методик:
– развивает навыки коллективной работы;
– формирует чувство ответственности за собственные слова;
– усиливает чувствительность к точности используемых формулировок;
– способствует умению обнаруживать и разрешать противоречия.
Методика сократического диалога может использоваться в научно-исследовательской работе, в учебном процессе и в практической деятельности. В сфере юридического образования она может применяться при преподавании тех дисциплин, которые требуют самостоятельного творческого мышления студентов – например теории права, философии права, истории правовых учений, а также отраслевых предметов и всевозможных специальных дополнительных курсов в рамках магистратуры, клинического образования и т.п. Возможна также организация преподавания в форме отдельных самостоятельных тренингов.

Комментирование закрыто.