Курс “Альтернативное разрешение споров”

Альтернативное разрешение споров (16 часов)

Тема

Вопросы

Навыки, Цели

Методы

1. Понятие и значение АРС

2. Конфликт

3. Переговоры

4. Медиация

5. Ролевая игра

- понятие и виды АРС

- исторический материал и зарубежный опыт в применении примирительных процедур

- преимущества АРС п/д др.

- понятие К+. Виды. Классификация К+

- стратегия человеческого поведения в конфликте

- динамика К+

- понятие. Значение. Виды

- этапы. Процедура переговоров

- правила переговоров

- техника переговоров

- основные принципы

- структура и стадии

- функции медиатора

- этика при применении медиации

- приобретенные знания об АРС

- овладение терминологией исследуемой тематики

- определение понятий

- идентификация К+

- определение собственной стратегии поведения в К+

- выявление К+, его динамики

- отработка техники проведения П+

- отработка навыков урегулирования споров с помощью нейтрального посредника

- закрепление комплексных  навыков применения АРС

- МШ

- презентация

- дискуссия

- обратная связь

- презентация

- МШ

- демонстрация

- ролевая игра

- дебаты

- обратная связь

- презентация

- негативн. демонстрация

- ролевая игра

- обратная связь

- презентация

- демонстрация

- МШ

- ролевая игра

- обратная связь

- ролевая игра

- обратная связь

План занятия

ТЕМА: Конфликт (50 мин.)

ЦЕЛЬ: Выработка навыков идентификации конфликтов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: После этого занятия участники смогут…

- ЗНАНИЯ: дать определение конфликта, назвать формулу конфликта, его признаки.

- НАВЫКИ: идентифицировать конфликт, используя классификации.

- ОТНОШЕНИЯ: осознать необходимость распознавания конфликтов для определения собственной стратегии поведения в конфликте и предложения методов разрешения конфликта.

МОТИВАЦИЯ (5 мин.)

Игра в парах: стать спиной друг к другу и взяться за руки. Каждый должен руками поочередно достать до своих коленей. Если не взаимодействовать и не договориться, то это сложно и вызывает противоречия.

ИНФОРМАЦИЯ (20 мин.)

Конфликт - предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями людей в социальной и личной жизни.

Конфликтология - наука о причинах, формах, динамике конфликтов и путях их разрешения и продоления.

Признаки конфликта:

-Затрагивает интерес нескольких сторон, значимые моменты, интересы, ценности,

- Сопровождается эмоционально окрашенным поведением и переживанием,

- Особое взаимодействие - конфликтное.

Формула конфликта

Участники + конфликтная ситуация + проблема + провокация (повод, инцидент)

Конфликтная ситуация - накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Классификации конфликта

1). По длительности (кратковременные – затяжные)

2). По количеству участников (межличностн.; внутриличностные; межгрупные; личность – группа)

3). По степени влияния на человека (разруш.; лихорад.; дающ. ослож.)

4). По форме проявления (явные и скрытые)

5). По источнику возникновения (объектив – субъектив. обусловленные)

Причины

1). Информация (неполные факты, спорные вопросы, слухи)

2). Ценности (системы убеждений групп и личности)

3). Отношения (удовлетворенность от взаимодействия)

4). Поведение (ущемление интересов, условия негативного плана)

5). Структура (распределение ресурсов, неформальная организация)

Действия для разрешения конфликтов

- Причину выявить

- Успокоить

- Ограничение числа участников

- Анализ

- Варианты решения

- Уход от конфронтации

- Наслажд.

- Воспитательно-межличностные способы (беседа, просьба, убеждение, психотренинг)

- Административные способы (организационно- и административно-силовые)

Стратегия поведения – определенно направленная деятельность в конфликте.

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ:

межличностные: (избегание, уклонение, сглаживание, приспособление, компромисс, конкуренция, сотрудничество)

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЧАСТЬ: ( 18 мин.)

1) Демонстрация (сценка-конфликт) (2 мин)

Фабула

10 дней назад студент четвертого курса Иванов провел интервьюирования клиента Сидоровой М.Н. и взял  у нее документы – договор купли-продажи квартиры. По истечении пяти дней после интервьюирования было проведено консультирование, в конце которого Иванов вернул все документы Сидоровой. В настоящий момент Сидорова утверждает, что документы не были ей возвращены. О факте взятия документов студентом Ивановым у Сидоровой  свидетельствует письменная расписка. О факте возврата подтверждающего документа нет.

Роль Иванова

Его роль может играть студент-клиницист. Иванов действительно вернул документы, но испытывает чувство вины из-за отсутствия письменного подтверждения факта возврата.  При обращении Сидоровой за документом, Иванов утверждает факт возврата договора купли-продажи.

Испытывает беспокойство, нервничает.

Роль Сидоровой

Сидорова Мария Николаевна в возрасте 56 лет. Бойкая, скандальная, уверенная в себе женщина. Твердо утверждает, что документы ей не были возвращены, поскольку является человеком педантичным и документы как правило хранит в одном месте. После того, как она вернулась с консультации, не проверяя положила все документы на свое место и по истечении определенного времени не обнаружила там договора купли-продажи, из чего сделала вывод, что ей забыли вернуть документы в консультации. Возмущенная невозвратом документов, она приходит в клинику за документом.

Информация, полученная от Иванова, о том, что документ ей возвращен, возмущает ее до глубины души и вызывает бурную реакцию.

2) Работа в малых группах (10 мин.)

После воспроизведения всех эмоциональных реакций заканчивается демонстрация и начинается обсуждение в малых группах. Для анализа ситуации студентами выносятся следующие вопросы на обсуждение: 1. Какие виды конфликтов были продемонстрированы? 2. Как их можно классифицировать? 3 . Возможные методы устранения конфликта?

3) Оценивание (6 мин.)

Перед  началом работы в малых группах раздать листы оценки. Оценивается работа первой группы (собственной) и работа второй группы (другой).

Виды конфликтов

(+) определен

(-) определен не верно

Аргументация

Выбор аргументирован Выбор не аргументирован
1. По длительности 1 группа:

2 группа:

1 группа:

2 группа:

2. По количеству участников 1 группа:

2 группа:

1 группа:

2 группа:

3. По степени влияния 1 группа:

2 группа:

1 группа:

2 группа:

4. По форме проявления 1 группа:

2 группа:

1 группа:

2 группа:

5. По источнику возникновения 1 группа:

2 группа:

1 группа:

2 группа:

6. Был ли предложен метод устранения конфликта? 1 группа:

2 группа:

1 группа:

2 группа:

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:    (7 мин.)

Обратная связь от участников занятия включает в себя следующие вопросы:

- Что нового, полезного Вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Что Вы научились делать на занятии?

- Чем Вам поможет знание классификации конфликтов и навыки их распознавания?

- Что Вам удалось и что не удалось в ходе занятия?

ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ:

Флипчарт, задания для малых групп (лист оценки), фабула.

Комментирование закрыто.