Клиники по праву на каждый день в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ

Клиники по праву на каждый день являются частью инициативы по продвижению права общественных интересов в данном регионе на протяжении последних 8 лет. Целью данной инициативы является повышение качества юридического образования в университетах путем введения метода рассмотрения конкретных дел и практического опыта работы с населением, воспитание культуры общественного служения среди юридической профессии и предоставление дополнительных социальных услуг населению, проживающему в районе расположения клиники.Правовой институт ИОО (ранее «Институт конституционной и правовой политики» или КОЛПИ) начал работу над инициативой по клиникам по праву на каждый день в 1998 году параллельно с программой поддержки юридических клиник.  На 2002 год в 11 странах активно действовали педагогические клиники по праву на каждый день: Албании, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Монголии, Польше, России и на Украине. Большинство из них получают финансирование от КОЛПИ и фондов «Открытое Общество».  КОЛПИ также предоставил региональную поддержку путем организации тренингов, технической поддержки и стажировок.  Клиники по праву на каждый день в этом регионе[1] внесли положительный вклад в правовую реформу, в распространение права общественного интереса, повышение уровня правовых знаний у широкой общественности  и способствовали росту общественной сознательности студентов-юристов в десятках стран.

Клиники по праву на каждый день достигли следующих целей:

(1)   Преподаватели права прошли тренинг и практику по использованию интерактивных и экспериментальных методов обучения. Во многих случаях эти дидактические методы использовались в клиниках по праву на каждый день самими участниками тренингов, или они обучали, в свою очередь, сотрудников клиник.

(2)   Студентам-юристам была дана уникальная возможность преподавать право различным группам населения. Проведенная оценка продемонстрировала, что у студентов повысился интерес к работе на благо общества и социальной активности.

(3)   Группы населения (например, ученики средней школы, заключенные) узнали те аспекты законодательства, которые непосредственно затрагивают их жизнь и определяют их права и которые они другим способом не смогли бы узнать.

Клиники по праву на каждый день вносят свой вклад в создание культуры уважения принципов правового государства, также как и прозрачности их функционирования. Хотя большинство клиник по праву на каждый день работали со школьниками,  имелись программы, в рамках которых студенты-юристы преподавали различные аспекты права уязвимым группам населения, таким как  молодежь  в местах лишения свободы, представители меньшинств, беженцы, женщины, укрывающиеся в приютах. Для таких групп населения работа клиник имела особое значение.

Учебные клиники вносят существенный вклад в развитие общества. В их учебные планы включены вопросы прав человека и социальные проблемы населения, что позволяет увеличить сознательность студентов-юристов в отношении их личной и профессиональной роли в решении таких вопросов.  Более того, студенты, занимавшиеся в программе учебных клиник, осознают, что законы не являются раз и навсегда данными, они развиваются, их нужно постоянно усовершенствовать, чтобы они лучше выполняли свою задачу стоять на службе у общества.


[1] Unless otherwise noted, the “region” includes Central and Eastern Europe, Russia, the Caucasus, Central Asia and Mongolia.

Комментирование закрыто.