КЛИНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Все чаще и чаще мы, участники клиники, задаемся вопросом о характере образования, которое нам дает эта нестандартная форма обучения. Проведя маленький социологический опрос среди своих коллег, мы пришли к выводу о том, что слово юридическая клиника выступает для большинства ее участников синонимом к понятию «практика». Это и не странно. Именно благодаря клинике можно получить запас знаний, которые не дает ни одна производственная практика. Однако постоянно возникает вопрос о необходимости проведения научной работы в стенах клиники.

Обратимся к истокам, а именно к задачам клинического образования. Одной из основных составляющих является связь теоретического обучения с практикой. Сразу возникает проблема, а что лучше: составлять исковое заявление, изучив курс гражданского процесса или проработав один месяц в клинике. К этому вопросу можно подойти с разных позиций. Мы предлагаем обратиться к тому, что происходит на практике. Молодые юристы, которые заканчивают вуз, получают высшее образование, предполагающее знание определенного набора дисциплин, а также написание не более пяти научных работ за семестр. Вот буквально и все, за исключением производственной практики, которая отменена в большинстве городов России. Совсем другое дело - клиническое образование,  это, конечно же, практика, основанная на теоретических знаниях, получаемых в рамках клиники и общевузовского образования. Ничего радикально нового в этом утверждении нет. Единственное, что нам необходимо установить, – наличие обратной связи, а именно: влияние широкомасштабной практики на теоретические взгляды участников клиники.

Проведя анализ курсовых работ участников клиники, можно сделать вывод о том, что в них есть существенное отличие - изучение практического момента, которое не ухудшает качество научного изыскания. Наряду с этим есть и другие особенности – при выборе темы участники юридической клинике отталкиваются не от личной заинтересованности, а от возможности дальнейшего практического применения полученных знаний. Заметна тенденция, направленная на защиту прав и свобод всех категорий населения, то есть такие научные работы не становятся бездушным и мертвым материалом, а наоборот, обращают внимание на конкретные проблемы конкретных людей. Можно выделить и определенные тенденции. При написании  научных работ  участники  клиники склонны к проведению полного анализа нормативной базы, а также уделяют большое значение тенденциям разрешения определенной проблемы. В этом смысле очень важно то, что такие варианты решения они самостоятельно разрабатывают, основываясь на практических знаниях, полученных в ходе работы с реальными людьми, а не измененными фамилиями из списков судебной практики.

Необходимо помнить, что каждый человек в своей жизни поддерживает определенную позицию. Относительно юридического образования мы встаем на позицию прокурора или адвоката. На наш взгляд, эта тенденция сглаживается при написании научных работ в рамках клиники, когда участник не задумывается над проблемой хорошего и плохого человека, а объективно рассматривает все аспекты  данного вопроса, отталкиваясь от того, что он видел в реальной жизни.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что опыт написания научных работ необходим в рамках юридической клиники. Он обогащает собой практику и одновременно теорию. На наш взгляд, очень сложно говорить о личном совершенствовании, при этом опираясь лишь на количество положительно разрешенных дел. Каждый участник клиники имеет возможность, которая не предоставлена другим студентам, а именно: шанс применить на практике их личные научные изыскания. Это не только необходимо, но и полезно для следующих поколений юристов, которые, в отличие от современников, будут иметь реальную базу и точку отсчета для своего личного развития. Тем более что задача каждого юриста - не просто помочь как можно большему количеству людей, а сделать реальный шаг к совершенствованию законодательства. На наш взгляд, единственный реальный шанс – работать над собой и создавать научные работы, отражающие личные и общественные тенденции в науке юриспруденции и как результат в практике.

Баранов И., Красовский Д.,
студенты юридической клиники

Комментирование закрыто.