Как в клинике проверяется качество освоения теоретического курса? Предоставляемой юридической помощи и защиты?

На этот вопрос ответить сложнее всего. Клиника не является успешной, если она не предоставляет качественных услуг нуждающимся в них беженцам и ищущим убежище. Первым показателем качества служит профессиональное отношение студентов и юриста в клинике, воспринимают ли они свою правозащитную деятельность всерьез, и направляют ли НПО, должностные лица и УВКБ ООН ищущих убежище в клинику.

Резюме по делу и доклады [1] оцениваются не только юристом-куратором, но и государственными юристами, судьями и сотрудниками УВКБ ООН. Плохо подготовленные доклады и резюме отражаются непосредственно на клинике и самих студентах, так что в их собственных интересах поддерживать высокий уровень качества. Студенты часто сами проверяют и критикуют друг друга. Качество теоретического курса, однако, остается на ответственности преподавателя.

Какое влияние клиника на студентов? На систему предоставления убежища в целом?

Сказать, что клиники изменили жизнь студентов, было бы небольшим преувеличением, но только небольшим. Мы видели фундаментальные изменения в отношении студентов к ищущим убежище и беженцам (женщинам, мужчинам, девочкам и мальчикам), к понятию убежища, к гуманитарным действиям и к работе юриста. Студенты, взявшиеся за работу с клиентом, посвящают делу большую часть своего свободного времени. Это, кажется, становится общим правилом. Клиника  - это также первое знакомство студентов с правовыми услугами, оказываемыми pro bono, и это меняет представление многих студентов о работе юриста и праве.  Мы также наблюдали, что студенты начинают рассматривать право как инструмент социальных изменений, а не только как средство, чтобы заработать на жизнь. Важным фактом является то, что студенты готовят хорошо проработанные дела и документы со ссылками на соответствующие нормы национального и международного права по защите прав беженцев. Надо сказать, что они также помогают выигрывать дела, выявляя недостатки решения, принятого в первой инстанции, путем более тщательного исследования информации о стране происхождения, надлежащей процедуры интервьюирования и направлений опроса. Это помогает повышать качество решений, принимаемые в первой инстанции, особенно когда известно, что студенты клиники будут ответственными за подачу жалобы.

Студенты также устанавливают продолжительные связи с их клиентами, и это помогает процессу интеграции, когда клиенты получают статус беженца. При работе в клинике также возникают и проблемы. На первых этапах работы клиник к студентам не относятся с тем же уважением, как к адвокатам. Студенты должны потратить много времени и энергии, создавая свою репутацию и добиваясь определенного уровня доверия. Эта проблема встанет перед всеми новыми клиниками.

Возникают этические вопросы, например, каким образом и когда принять или отказать клиенту. Серьезные усилия должны быть потрачены на обучение тому, как выявлять чьи-либо предубеждения, связанные с гендерными и культурными проблемами, и стараться избегать пристрастного поведения. Здесь никогда не бывает легких путей, особенно, когда рассказ сначала кажется не вызывающим достаточного доверия. Студенты должны знать, что они не будут успешны в любом и каждом деле.

Мы также не слышали о ситуации, когда бы студент плохо обращался или плохо представлял клиента.


[1] Имеются в виду различные документы по делу, представляемые в компетентные государственные  органы по предоставлению убежища и по делам беженцев, а также в суды. – Прим. переводчика.

Комментирование закрыто.