ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ «ЖИВОЕ ПРАВО»

Реализация специализированных программ правового образования получила распространение в России и зарубежных странах в 1960 -70 гг.

Отечественный опыт разработки и распространения курсов правового образования для населения страны основан на деятельности Общества «Знание». Целью деятельности Общества «Знание» являлось повышение уровня правовых знаний широких слоев населения страны (молодые специалисты, школьники, военнослужащие и др.). Однако по своему содержанию и методике преподавания такие курсы не отличались от традиционного преподавания юридических дисциплин и являлись малоэффективными. Деятельность Общества «Знание» по данному направлению не достигала ожидаемых результатов, а в последние десятилетия практически и она прекратилась.

В период с 1996 года по настоящее время программы правового образования «Живое право» получили широкое распространение и в России. Изначально разработка и внедрение курса практического права для школьников проводилась Санкт-Петербургским Институтом права им. Принца П.Г. Ольденбургского при поддержке ряда американских образовательных организаций. В результате участниками программы были разработаны материалы для преподавания в виде «Книги для учителя», которая содержит рекомендуемый план и описание проведения урока и «Книги для ученика», включающей тексты для домашнего чтения, домашние задания, задания для работы на уроке. Разработанные материалы курса для преподавания «Живого права» в разных классах и школах распространяются в регионах России с целью создания региональной сети для реализации программы, установления обратной связи, получения оценок и рекомендаций.

Зарубежный опыт развития программ правового образования включал в себя несколько проектов. Наиболее известным является проект «STREET LAW».

Проект «STREET LAW» был впервые организован и введен в действие  в 1971 году правовым центром при Джорджтаунском университете в Вашингтоне. Из проекта «STREET LAW» выросло некоммерческое образовательное учреждение – Корпорация «STREET LAW. INC». Студенты-юристы, которые участвовали в реализации проекта, преподавали практическое право в старших класса школ, исправительных заведениях и общинных организациях. Впоследствии более 40 других правовых школ Соединенных штатов объединили свои усилия для того, чтобы преподавать практическое право обществу в целом. В рамках этих программ студенты-юристы получили возможность вести правовые курсы в местных школах, тюрьмах, колониях для несовершеннолетних и в общественных местах. В Соединенных штатах сотни студентов-юристов участвуют в программах правового образования, при этом некоторые делают это на добровольной основе, некоторые для сдачи экзамена, еще кто-то – за плату.

За последние двадцать пять лет программы «STREET LAW» распространились по всей территории Соединенных штатов и были внедрены во многих других странах. Концепция «STREET LAW» вышла за пределы чисто правового образования, и стала включать преподавание прав человека, демократических принципов и путей разрешения конфликтов. Результаты оценки показывают, что подобное образование способствует увеличению познаний, изменению внутренних установок и снижению криминального поведения. Кроме того, люди приобретают важные жизненные навыки - такие как умение разрешать каждодневные проблемы, анализировать общественно-политические вопросы и принимать активное гражданское участие в жизни демократического общества.

Вот уже около десяти лет Корпорация «STREET LAW. INC» сотрудничает с юридическими школами, НПО, просветителями, юристами, судьями и университетами Африки, Латинской Америки, Восточной и Центральной Европы, Российской Федерации,  Стран СНГ, Прибалтики и Монголии, предоставляя профессиональную подготовку и помощь в развитии гражданских образовательных программ. Все программы разрабатываются и проводятся представителями стран-участников, и наилучшим образом отражают законы, культуру и политическую систему каждой страны.

С 1999 года в Лаборатории клинических методов обучения (Юридической клинике) Юридического факультета СевКавГТУ реализуется программа правового образования «Подросток и закон. Живое право».

Первоочередную важность для осуществления вышеуказанных программ представляет педагогический подход, при котором в занятие включаются различные формы взаимодействия учащихся – такие как разбор личных дел, имитация судебных заседаний, разыгрывание ролей и упражнения в составе небольших групп. Наибольшей эффективности эти уроки достигают при условии добровольного участия представителей органов государственной власти и местного самоуправления, юристов, работников правоохранительных органов, судей и других доступных специалистов. Эта активная образовательная методика позволяет учащимся управлять процессом собственного обучения и поощряет в них желание и умение эффективно участвовать в функционировании политической и правовой системы стран их проживания.

Комментирование закрыто.