Доклад из пяти разделов

1) Данное введение.

2) Во втором разделе приводится обзор помощи, оказываемой в прошлом и настоящем СФС программам КЮО в обширном регионе, охватывающем Центральную и Восточную Европу, страны бывшего СССР и Монголию (далее – «регион» или «регион действия COLPI»). Особое, но не исключительное внимание уделяется деятельности COLPI, с учетом центральной роли этого института. Обсуждается также опыт, не связанный с деятельностью в сфере КЮО, накопленный в регионе. Так как COLPI не играл центральной роли в развитии КЮО в России, и в связи с тем, что необходимо определить приоритеты исследований для работы в этой стране, в настоящем докладе она не включена в регион действия COLPI.

3) Затем в докладе приводится краткое описание КЮО и подобного опыта в странах, не входящих в регион действия COLPI. Это сделано с учетом возможного расширения деятельности СФС в этой области на другие страны и регионы.

4) На основании данных, приведенных в предыдущих двух разделах, я предлагаю возможные варианты деятельности СФС в области КЮО в регионе, в частности с учетом сокращения числа программ.

5) Доклад заканчивается рекомендациями для СФС в отношении КЮО и необходимых шагов для расширения деятельности Сети в странах Азии, Африки, Среднего Востока и Латинской Америки.

Методика

Основной метод моей работы сводился к получению информации, мнений и идей из различных источников посредством: наблюдений на конференциях и в ходе работы юридических клиник; изучения соответствующих докладов и другой литературы; и, прежде всего, посредством бесед и переписки с лицами, работающими в этой области и знающими о вкладе СФС. Основная часть моего исследования касается региона, в котором работает COLPI. Тем не менее, до некоторой степени я изучал и деятельность, связанную с КЮО в других регионах мира. Частично я это делал, потому что Правовой институт и СФС может в будущем оказывать поддержку другим странам, не входящим в регион действия COLPI. Кроме того, в этих странах накоплен большой опыт работы в области КЮО, который может представлять интерес для СФС.

При малейшей возможности я старался проверять информацию, проводя перекрестные проверки нескольких источников. Например, я беседовал с нынешними и бывшими студентами не только для того, чтобы выяснить, что они думают о КЮО, но также и для того, чтобы убедиться, насколько их настроения совпадают с информацией, предоставляемой персоналом, работающим в клинических программах. Я также беседовал и переписывался с сотрудниками НПО и другими лицами, чтобы выяснить их мнение о работе известных им юридических клиник при юридических факультетах.

Более конкретно, при составлении этого доклада я опирался на следующие источники информации:

  • Многочисленные дискуссии и переписка по электронной почте с бывшим заместителем директора COLPI, в настоящее время занимающим должность руководителя Правовой инициативы при Институте «Открытое общество» Зазой Наморадзе в течение 2001-2002 гг.
  • Наблюдения на Интенсивном тренинге для новых преподавателей клиник, организованном COLPI и Инициативой права общественных интересов (PILI) в октябре 2001 г. и на Кол-локвиуме по клиническому юридическому образованию в Риге, Латвия; беседы с участни-ками этих мероприятий, включая персонал СФС и сотрудников клиник из региона дейст-вия COLPI и из США; визит в юридическую клинику при Латвийском университете и беседа с ее директором.
  • Визиты в клиники в Будапеште и Дебрецене, Венгрия, и в Кракове, Варшаве и Белостоке, Польша, в мае 2002 г.; беседы в школе государственной администрации в Белостоке, где проводится аналогичная работа; наблюдения за работой КЮО в этих организациях, вклю-чая занятия по праву на каждый день, работу с клиентами, набор студентов в клинику; бе-седы со студентами, выпускниками и преподавателями в этих институтах; беседы с пред-ставителями СФС, PILI, клиник по предоставлению юридической помощи беженцам (Legal Assistance through Refugee Clinics – LARC), Офиса Верховного комиссара ООН по делам беженцев (High Commissioner for Refugees – UNHCR), а также с персоналом венгерских и польских НПО, участвующих в программах СФС или связанных с работой Сети.
  • Беседы в апреле 2002 г. в Вашингтоне, D.C. с сотрудниками клиник, участвующих в программах СФС по КЮО, и с представителем Street Law, Inc.
  • Дополнительные беседы и переписка с упоминавшимся выше персоналом, а также с дру-гими представителями СФС, клиник, работающих в других программах СФС, и с другими лицами, знакомыми с работой в таких программах, с персоналом Правовой инициативы по Центральной и Восточной Европе при Американской ассоциации адвокатов (American Bar Association Central and Eastern European Law Initiative – CEELI).
  • Различные документы юридических клиник, PILI, LARC, COLPI и другие документы СФС, включая материалы коллоквиумов по КЮО, а также обзоры и оценки работы программ в различных странах региона.
  • Соответствующие статьи в журналах о КЮО (как в европейских, так и американских), от-четы и доклады других финансирующих организаций, таких как Американское агентство международного развития (U.S. Agency for International Development – USAID) и Фонд Форда.

В докладе также используется информация, полученная из других источников, не связанных с КЮО, но относящаяся к деятельности СФС в этой области:

  • Наблюдения в июле 2001 г. на Конференции COLPI-PILI по правам человека и праву общественных интересов в Свети Стефан, Монтенегро, и беседы с участниками этой конференции.
  • Участие в работе и дискуссиях на состоявшейся в декабре 2001 г. в Токио, Япония, Конференции стран Тихоокеанского региона по юридической помощи, где основное внимание уделялось КЮО.
  • Мой предыдущий опыт в области финансирования и оценки деятельности в области КЮО под эгидой Фонда Форда и Азиатского фонда, USAID, Азиатского банка развития и других организаций.

Комментирование закрыто.