CLEO задачи

CLEO не ставит перед собой задачу определить, к каким именно результатам обучения должна привести каждая клиническая программа. Задачи и результаты обучения можно, к примеру, сформулировать следующим образом:

Данный курс предназначен для того, чтобы во время учебы познакомить студентов с концеп-цией клинического юридического образования, рассчитанного на обслуживание реальных клиентов.

Под строгим контролем кураторов студенты смогут познакомиться с различными правовыми проблемами реальных клиентов. Предполагается, что благодаря этому студенты смогут осоз-нать и лучше понять роль закона и юристов в современном обществе, а также материально-правовых законов и процедур, которыми им придется пользоваться в рамках данного учебного курса. Кроме того, студенты, изучающие данный курс, должны овладеть навыками правовой деятельности (составление документов, сбор материалов, навыки адвокатской деятельности, ведение допросов и переговоров), а также навыками, которые можно определить как «пере-даваемые» или «передающиеся» (включая такие как общение, принятие решений, групповая работа, организационные и учебные навыки, а также использование новых технологий).

Студенты будут разделены на небольшие группы («компании»), и предполагается, что внутри группы студенты будут обмениваться полученными знаниями и приобретенными навыками. Это имеет особое значение в тех случаях, когда в состав группы входят студенты, как второго, так и третьего года обучения.

Хотя данный вид обучения может представлять особый интерес для студентов, собирающихся стать юристами, предполагается, что клиническое образование будет полезно и для других студентов.

Оценка неразрывно связана с результатами обучения (а может даже и определяется ими). Спе-циалисты, занятые разработкой программ клинического образования, должны проанализи-ровать педагогическое влияние оценки на учебный курс и определить предмет оценки (распространяется ли она на знание правовых норм, концепций, навыков и/или процедур?).

Форма оценки также должна быть определена, так чтобы и преподаватели, и студенты хорошо понимали, что именно от них ожидается. Будет ли оценка выставлена на основании экзамена (явного или скрытого)? Будет ли она даваться на основании оценки работы в течение учебного курса (задания, отчеты, доклады, подборка материалов)? Кто будет оценивать работу (преподаватель, куратор или сам студент)? Будет ли она даваться в устной или письменной форме? Будет ли работа студента оцениваться в баллах или по принципу зачет-незачет? Предлагается, чтобы независимо от формы оценки, она носила развивающий, способствующий обучению характер и, тем самым, стала неотъемлемой частью учебного процесса.

Модель оценки может следующей:

Каждый студент должен предоставить подборку материалов (портфолио), состоящую из:

  1. Журнал регистрации деятельности студента в клинике с данными о делах, в которых он или она принимали участие (не нарушая принцип сохранения конфиденциальности).
  2. Подробный разбор одного из дел, которым занимался студент.
  3. Критические замечания о работе студента в юридической клинике, составленные им самим.

Папка с подборкой материалов должна быть представлена к 8 неделе 2-го семестра обучения.

Преподаватели-кураторы юридической клиники также должны следить за работой студентов и периодически оценивать их деятельность.

В конце каждого семестра преподаватели-кураторы встречаются со студентами, чтобы обсу-дить их достижения. И содержимое подборки материалов, и работа студента в юридической клинике обязательно должны быть оценены. Куратор обязательно должен принять во внима-ние точку зрения студента на уровень его или ее работы в юридической клинике, а также учесть мнение о его/ее деятельности студентов той же группы. Однако в соответствии с требованиями экзаменационного совета факультета решение куратора будет иметь окончательный характер.

Включение клинической деятельности в программы профессионального совершенствования или программы подготовки к получению ученой степени служит, с точки зрения CLEO, педа-гогическим задачам клинических программ. Интеллектуальная ценность клинического обра-зования заключается в том, что оно позволяет студентам лучше понять концепции и принципы права и контекст, в котором они применяются. Важно, чтобы клинические программы до-полняли и дополнялись остальным курсом обучения. Благодаря этому, клиническое образова-ние станет составной частью учебного курса, что гарантирует правильную постановку и достижение учебных задач.

Для того, что понять, возможно ли такое слияние вообще и каким образом его можно добиться, могут быть использованы следующие признаки:

  • клиники становятся необходимой частью учебной программы, также как  критерии оценки работы в них;
  • клиники доступны в течение всех лет обучения; каждое учебное заведение, в зависимости от имеющихся у него ресурсов, самостоятельно решает, должны ли клинические программы носить обязательный или факультативный характер;
  • навыки, необходимые для работы в клиниках, непосредственно связаны и могут быть использованы в других разделах программы обучения, в той мере, в какой они могут помочь студентам достичь учебных задач данного курса;
  • материал, полученный в процессе работы в клинике, должен использоваться (не нарушая принципа конфиденциальности) для более глубокого изучения других разделов посредством анализа материалов дела и моделирования;
  • сотрудники, занятые в клинических программах, должны иметь возможность сделать непос-редственный вклад в другие дисциплины, входящие в курс обучения; это обеспечивает более рациональное использование имеющихся ресурсов и более глубокое изучение вопросов, встречающихся как в курсе клинического обучения, так и в других курсах учебной программы. Кроме того, это не дает клинической деятельности превратиться в сугубо профессиональную деятельность, оторванную от ежедневной жизни факультета.

Комментирование закрыто.