ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЕ (РОССИЙСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМИССИИ ЮРИСТОВ)

Адрес: 125009, г. Москва, Малый Кисловский переулок, дом 7.

Тел./факс организации – 291-1074

Электронная почта – ipcentre@mtu-net.ru

Директор Центра -  Каринна Акоповна Москаленко, член Московской городской коллегии адвокатов, лауреат премии «Фемида-2000».

Центр содействия международной защите создан в 1994 году, зарегистрирован в качестве российской межрегиональной общественной организации в 1995 году. Центр является независимой негосударственной некоммерческой организацией юристов-правозащитников, которая оказывает квалифицированную помощь желающим обратиться в международно-правовые органы, такие как Европейский Суд по правам человека и Комитет по правам человека ООН.

Для того, чтобы обратиться в международно-правовые органы с жалобой на нарушение прав, гарантированных международными документами, такими как Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Международный Пакт о гражданских и политических правах, необходимо соблюсти ряд условий, так называемые «правила приемлемости». На сегодняшний день далеко не каждый, кто желает обратиться с подобной жалобой, знает, каким именно требованиям она должна соответствовать. Очень часто заявитель утрачивает возможность обращения в международно-правовой орган за защитой нарушенного права в результате несоблюдения какого-либо критерия приемлемости. Эта проблема становится все более актуальной именно в настоящий момент, так как наиболее строгие требования предъявляются к жалобам, которые направляются в Европейский Суд по правам человека. Так, например, пропуск шестимесячного срока для подачи жалобы влечет утрату права на обращение с жалобой в этот орган. Также часто у заявителей вызывает трудности требование обоснованности жалобы, так как для того, чтобы составить действительно обоснованную жалобу необходимо иметь хорошее знание того, что является основанием для обращения в Европейский Суд по правам человека, а также обязательно знать практику Европейского Суда, изучать уже состоявшиеся решения (case law).

Центр был создан именно для того, чтобы оказывать квалифицированную юридическую помощь малоимущим  гражданам, желающим обратиться за защитой нарушенных прав человека в международно-правовые органы.

С момента создания Центра  его деятельность в основном сводилась к работе с письменными обращениями, материалами, которые поступают в Центр от жертв нарушений прав человека или тех, кто себя таковыми считает. И по сей день письма приходят из всех регионов России, так как в регионах бывает труднее добиться справедливости. Большинство подобных дел стекается именно в Москву, поскольку именно здесь люди из различных регионов России пытаются добиться справедливости в последней судебной инстанции – Верховном Суде Российской Федерации. В период с 1995 по 1998 год в Центр для личного приема приходили единицы.

Однако за последнее время наметилась явная тенденция к увеличению личных обращений в Центр. Не в последнюю очередь это связано с признанием Российской Федерацией юрисдикции Европейского Суда по правам человека и появившейся в связи с этим возможностью обращения в этот международно-правовой орган с индивидуальной жалобой. Такое обращение должно быть подготовлено и подано в максимально короткие сроки, с тем, чтобы не пропустить шестимесячный срок, но, вместе с тем, необходимо исчерпать все внутригосударственные средства правовой защиты.

Прежде всего, поступающие обращения в Центр содействия международной защите анализируются на предмет возможности обращения в Европейский Суд по правам человека, а затем если обращение в Европейский Суд по правам человека не представляется возможным из-за несоблюдения требований приемлемости, на предмет возможности обращения в Комитет по правам человека ООН.

Центр содействия международной защите в своей работе стремится задействовать именно механизмы Европейского Суда по правам человека, так как решения Европейского Суда являются обязательными для Российской Федерации, процедура рассмотрения дел в Европейском Суде, как ожидается,  в связи с реформой Суда в соответствии с Протоколом 11, будет менее длительной, чем процедура Комитета по правам человека ООН. Кроме того, Европейский Суд по правам человека вправе обязать государство-нарушителя выплатить жертве справедливую денежную компенсацию, тогда как решения Комитета по правам человека носят рекомендательный характер.

На настоящий момент Центром направлено более 100 жалоб в Европейский Суд по правам человека и около 40 жалоб в Комитет по правам человека ООН. Комитетом по правам человека ООН уже было рассмотрено по существу одно из обращений, направленных туда Центром. По этой жалобе КПЧ ООН принял решение о том, что в отношении Заявителя Российской Федерацией были допущены нарушения прав, гарантированных Международным Пактом о гражданских и политических правах. Еще 2 жалобы Комитет признал приемлемыми для рассмотрения.

18 сентября 2001 года Европейский Суд по правам человека рассмотрел на предмет приемлемости и по существу первое российское дело. Директор ЦСМЗ Москаленко К.А. была назначена Европейским Судом представителем Заявителя по системе legal aid. По этому делу Европейский Суд вынес решение о приемлемости жалобы (“admissibility decision”) по ст.ст. 3,5,6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Центром содействия международной защите накоплен уникальный опыт по работе с международными органами по защите прав человека. Накопленный опыт позволил сотрудникам Центра содействия международной защите создать публикацию под названием «Международная защита прав человека с использованием некоторых международно-правовых механизмов». Опубликование этой работы стало возможно благодаря поддержке со стороны программы правительства Швейцарии «Дорога свободы».

За несколько лет работы Центр получил огромное количество писем. Проанализировав их, мы можем сделать вывод, что люди, обращающиеся к нам, к сожалению, часто неправильно понимают содержание деятельности Центра, предполагая, что за международной защитой можно обращаться практически в любом случае. Однако это не совсем верно.  Международно-правовые акты защищают только ограниченный перечень прав. Поэтому при обращении в Центр содействия международной защите необходимо иметь в виду следующее:

1.  Международные судебные органы по защите прав человека не являются судами в российском понимании этого слова. Это означает, что они не  вступают в обсуждение следующих вопросов:

— правильности применения судами и другими органами власти законодательства России (так же как и национального законодательства других стран);

—   оценки доказательств, данной судом;

—   вопроса о квалификации содеянного;

—   доказанности и существа обвинения;

—   меры назначенного наказания (кроме фактов явной несоразмерности — выхода за рамки санкции статьи уголовного закона) и др.

Для обращающихся по гражданским делам следует иметь в виду, что международные органы не рассматривают гражданско-правовой спор по существу.

Поэтому не следует обращаться в международные судебные органы или в Центр с просьбой о пересмотре приговора или решения суда, вынесении решения о производстве дополнительного расследования, снижении назначенного наказания, изменении меры пресечения, переквалификации действий осужденного на другую статью; мы, к сожалению, не сможем Вам в этом помочь.

2.  Разъяснение по поводу того, что международно-правовые органы не рассматривают вопросы, отнесенные к ведению суда суверенного государства, не означает того, что Центр ограничивает возможность обращения граждан за помощью в международные органы. Пункт 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации предоставляет каждому гражданину право самостоятельного обращения в межгосударственные органы после исчерпания всех отечественных правовых средств защиты.

Обращаясь в данные международные органы следует знать, что каждая жалоба проходит строгий тест на приемлемость. Российские граждане, не искушенные в юридических тонкостях  национального права, тем более не обладают достоверной информацией об основаниях и порядке обращения в международно-правовые органы. Именно для оказания им в этом помощи и создан Центр содействия международной защите.

Если сотрудники Центра не находят достаточных оснований для направления обращения от своего имени, а гражданин не согласен с их позицией, он может отправить обращение самостоятельно.

3.  Международно-правовые органы принимают жалобы от лиц только на публичные органы власти. При этом ответчиком по делу будет выступать не конкретный орган, нарушивший Ваши права, а Российская Федерация. Международные органы не полномочны рассматривать жалобы по поводу незаконных действий каких-либо граждан или юридических лиц, так как это компетенция внутригосударственных органов власти.

Направляемые в международно-правовые органы жалобы могут быть приняты, как правило, только в том случае, если по делу вынесены судебные решения. В тех случаях когда законодательством России не предусмотрено судебное обжалование, возможна подача заявления без судебного рассмотрения дела. Ссылка заявителя на то, что он не знал о возможности судебного обжалования вынесенных в отношении него решений, не будет признана удовлетворительной для продолжения разбирательства в международно-правовых органах.

4.  Российским заявителям доступен для обращения как Комитет по Правам Человека ООН, расположенный в Женеве, так и Европейский Суд по правам человека, находящийся в Страсбурге. Причем заявитель должен выбрать один из них, поскольку обращаться в оба органа по одному и тому же делу он не имеет права.

Комментирование закрыто.