Безграмотность граждан в правовой области

Еще с одним интересным делом я столкнулась в ходе работы. В клинику обратилась Тогаева Н.Н. с просьбой помочь ей вступить в наследство. В ноябре 1999 г. умер ее брат, после него остался земельный участок и дом. Клиентка решила вступить в наследство, стала собирать бумаги, и оказалось, что не имеется документов, подтверждающих права ее брата на дом. В 1963 г. после смерти отца брат фактически вступил в наследство: стал пользоваться и домом, и земельным участком, но юридически это не оформил. Клиентка, не зная, что делать, обратилась в клинику, кроме того, попросила разрешить еще и земельный вопрос, так как сосед самовольно захватил у нее 20 метров земли. По второму вопросу клиентке было разъяснено, что прежде необходимо вступить в наследство.
По первому вопросу было предложено составить заявление об установлении факта принятия наследства братом еще в 1963 г. Она должна была собрать документы, могущие выступить в качестве доказательств, и документы о том, что доля принадлежала отцу. Она собрала и представила документы, не хватало только одного, что дом действительно принадлежал отцу. Оказалось, что дом был построен сразу после революции, и если и есть какие-либо документы, то они находятся в архиве, куда и была направлена Тогаева Н.Н. До настоящего момента от нее информация не получена, дело осталось не закрытым.
После таких дел понимаешь, насколько безграмотны в правовой области граждане, большинство из них не хотят оформлять правоустанавливающие документы, а когда возникают проблемы, хватаются за головы и не знают, что делать.
Дело № 487 было связано с жилищным вопросом. Оказать помощь попросила Алишаева И.В. Она вместе со своими родителями и двумя несовершеннолетними детьми проживала в трехкомнатной квартире. В 1998 г. они заключили договор обмена этой квартиры на двухкомнатную, в которой должны были проживать родители Алишаевой. Одновременно ею была приобретена трехкомнатная квартира в поселке Редкино Конаковского района Тверской области (здесь должна была проживать клиентка со своими несовершеннолетними детьми). Но тут продавец квартиры в п. Редкино подает исковое заявление с требованием признать договор купли-продажи недействительным, так как не учтены интересы ее несовершеннолетних детей. Суд удовлетворяет иск. Договор купли-продажи квартиры недействителен. Другая же сторона по договору обмена требует освободить трехкомнатную квартиру. Клиентка вместе с детьми фактически остается на улице.
После совета с преподавателем было решено составить исковое заявление о признании договора обмена трехкомнатной  квартиры  на двухкомнатную недействительным, так как на момент его заключения Алишаева И.В. была зарегистрирована в данной квартире, а в двухкомнатной квартире должны были жить ее родители. Следовательно, при заключении договора обмена не были учтены интересы несовершеннолетних детей клиентки, и есть все основания для признания договора обмена недействительным.
Однако по непонятным причинам клиентка на повторную встречу не явилась.
Остальные рассмотренные мною дела не представляется необходимым рассматривать в рамках данного отчета, что отнюдь не свидетельствует об их малозначительности.
Кроме дачи консультаций гражданам, обращавшимся в общественную приемную, я составляла ответы на два письма из мест лишения свободы в рамках проекта « Адвокат по переписке».
Если сказать честно, то мне не понятно, зачем некоторые осужденные пишут нам. Сами все знают, приводят выдержки не только из российского законодательства, но и из международных нормативных актов. И о чем просят, не понятно. Такая ситуация была в первом письме (обращался Цветов Ю.В.). Во втором письме Кузин С.В. попросил составить надзорную жалобу, прислал копию приговора. После изучения последнего оснований для смягчения наказания не было найдено, ему был разъяснен порядок подачи надзорной жалобы, а также было написано, что необходимо затребовать материалы предварительного расследования.
Итак, в ходе обучения-работы в юридической клинике (хотя я занималась всего один семестр) я, во-первых, получила дополнительные теоретические знания; во-вторых, ознакомилась с большим количеством нормативных актов, благодаря чему узнала новые положения законодательства в различных областях; в-третьих, получила практический опыт составления ряда процессуальных документов и другие практические навыки (например, консультирование клиента).

Комментирование закрыто.