Американский опыт внесудебного разрешения кон­фликтов.

В США обращения к медиатору происходят в 75-80% случаев конфликтных ситуаций. Если судебные решения по гражданским имущественным искам выполняются в США в 35% случаев, то аналогичные соглашения, достигнутые в ходе медиации, - в 90-95% случаев.

Большинство людей не знают о медиации. Они не знают, что такого рода помощь доступна и может принести им пользу. Это самая большая проблема в использовании преимуществ медиации. В Соединенных Штатах, например, где работают многие тысячи медиаторов и где частота использования ме­диации неуклонно возрастает в течение последних 20 лет, мно­гие люди до сих пор не понимают, ни что такое медиация, ни то, как найти и использовать медиационный процесс.

Аля преодоления этих трудностей центры по разрешению конфликтов в США развивают сотрудничество с полицией, суда­ми, агентствами социальных служб, юристами, психотерапевта­ми и другими профессионалами для направления клиентов на медиацию. Иногда медиационные службы располагаются прямо в зданиях судов. Когда люди приходят в суды за помощью в раз­решении их конфликта, им разъясняют, какого рода услуги яв­ляются наиболее приемлемыми в их ситуации. И часто первым вариантом выбора оказывается именно медиация.

Юристы также рекомендуют медиацию своим клиентам, помогают им найти медиатора, иногда сами участвуют в медиационном процессе. В ряде штатов в отношении некоторых категорий случаев (например, развод) принято положение, ко­торое обязывает людей попробовать разрешить свою проблему посредством медиации, прежде чем выносить ее на судебное рассмотрение. Медиация эффективно помогает в разрешении практических вопросов взаимоотношений, таких как опека и материальная поддержка, раздел имущества и др.

Медиация представляет собой минимальный риск. В худшем случае - это некоторая потеря времени. Если в ходе медиации не достигнуто соглашение, стороны могут обратиться или вернуться к судебной или другой процедуре. И даже в тех редких ситуаци­ях, когда проблема не разрешается медиацией, стороны обычно достигают лучшего понимания конфликта и своих интересов. В результате они впоследствии более эффективно взаимодейству­ют с судом или другими властными органами. Кроме того, сто­роны узнают о полезных техниках поведения, что может помочь им в предотвращении будущих конфликтов.

Российский опыт разрешения конфликтов. Теоретиче­ские и научные разработки по исследованию конфликтов ве­дутся в России довольно давно, имеется и опыт разрешения конфликтов между отдельными людьми и группами. Однако центров разрешения конфликтов до 1993 г. не существовало. Более того, технологии, которая бы позволяла эффективно разрешать споры вне суда или вне арбитража не было в нашей стране. Опыт, полученный в сотрудничестве с Российско-американской программой, и наш собственный позволили не только овладеть новым методом разрешения конфликтов, но положить его в основу практической работы первого в России Санкт-Петербургского центра разрешения конфликтов.

В Центре работают высококвалифицированные специали­сты: психологи, юристы, педагоги, прошедшие специальный тренинг по программе «По переговорам и медиации» и полу­чившие российско-американский международный сертификат.

Центр является некоммерческой, негосударственной об­щественной организацией. Со времени открытия Центра при­нято более 3000 заявок. По некоторым из них требовалась юридическая или психотерапевтическая помощь. В таком слу­чае клиенты направлялись в соответствующие службы. Ряд зая­вок выполняли прямо по телефону, когда клиент получал кон­сультацию, как можно разрешить или ослабить влияние кон­фликта, если вторая сторона категорически отказывалась прийти для разрешения спора. Такая форма работы называется «разрешение проблемы» и может делаться только с одной из сторон. Медиация наиболее успешна в том случае, когда обе стороны действительно хотят и пытаются договориться. Тогда их соглашение может быть приемлемым для каждого и будет выполняться более охотно каждой из сторон независимо даже от подтверждения его в суде.

Более 300 заявок было о конфликтах, которые были раз­решены с участием медиатора. Задача посредника заключалась в том, чтобы организовать процесс таким образом, при кото­ром обе стороны выскажут претензии, услышат своего партне­ра, разработают и выдвинут предложения, обсудят эти предло­жения и в результате будет заключено соглашение между спорящими сторонами. При этом медиатор не навязывал им свою точку зрения, а лишь создавал благоприятную атмосферу для дискуссии и помогал искать новые альтернативные решения. Как ни парадоксально, стороны, нередко яростно отстаивающие свои позиции в конфликте, весьма туманно представляют свои истинные интересы и действует даже наперекор им. В к некотором смысле медиатор помогает сторонам «повзрослеть», побуждая их увидеть реальность, ее возможности и ограничения, взять на себя ответственность за последствия своего решения. Медиатор поддерживает баланс сил сторон, учит их думать, ,действовать, вести переговоры с позиции сотрудничества и ис­кать решения, которые отвечали бы как их собственным интересам, так и интересам другой стороны.

В случае слишком быстрого завершения медиации (иногда потому, что стороны просто хотят быстрее закончить, так как торопятся или устали), даже тогда, когда стороны могут испыты­вать эйфорию из-за успешного взаимодействия, медиатор дол­жен выступать в роли замедлителя процесса. Он побуждает сто­роны не поддаваться «головокружению от успехов», а убедиться в том, что разработанное ими соглашение достаточно полно, конкретно, реалистично и однозначно понято сторонами.

Процесс медиации (и в первую очередь поведение самого медиатора) становится для сторон моделью ведения перего­воров с позиции сотрудничества, т.е. моделью эффективного поведения с такой позиции, которая никогда ранее не была возможной в рамках тоталитарного государства. Однако ме­диация не всегда заканчивается составлением и подписанием соглашения. Этого не происходит в том случае, если конфликт слишком затянулся во времени или имеет глубокие корни, что не позволяет сторонам быстро прийти к соглашению. Даже в таких ситуациях важно, что, участвуя в процессе медиации, конфликтующие стороны все-таки получают опыт общения, который они могут использовать в дальнейшем при возможном возникновении других конфликтов.

Комментирование закрыто.